С середины 1930-х годов в нашем городе работали планерный кружок и аэроклуб Осовиахима. Курсанты изучали теорию лётного дела, мастерили планеры и совершали самостоятельные полеты на самолетах У-2, прыгали с парашютами с самолета и вышки в городском парке. Аэроклуб стал кузницей кадров советских летчиков на Кубани. Тихорецкий краевед Е.М.Сидоров отмечал, что в середине лета 1941 года на базе аэроклуба сформировалась воинская часть для ускоренной подготовки младших специалистов ВВС. О том, что на летном поле гражданского аэродрома вовсю шла практическая учеба будущих истребителей, ему было известно в том числе из воспоминаний старожилов. Сколько еще курсантов, летавших в тихорецком небе, стали героями - авиаторами Великой Отечественной (а ведь среди них были и тихоречане), нам до сих пор точно неизвестно.

В наших экскурсиях по экспозиционному залу о Великой Отечественной войне не упоминалось имя летчика – истребителя Ивана Феоктистовича Попова. А ведь Попов наш, тихоречанин. Родился в 1911 году в Тихорецке. Уехал из города в 1931-м, успев после семилетки поработать слесарем на паровозоремонтном заводе. Он мечтал о другой стезе, но судьба подарила ему небо. Потом война. В наградном листе Попова от 12 мая 1944 года на представление к званию Герой Советского Союза записано: "Все воздушные бои, проведённые тов. Поповым, есть яркий образец лётного и морального превосходства над пресловутыми фашистскими асами, которых он бил, освобождая Донбасс, Мелитополь, Николаев, Крым... Вывод: за проявленную отвагу и геройство в боях с немецкими оккупантами, за лично сбитые 19 самолётов противника и 7 сожженных на земле, умелое руководство полком и достигнутые полком успехи достоин высшей правительственной награды". Командир 812 истребительного авиаполка подполковник Попов погиб 11 декабря 1944 года в авиакатастрофе под Брестом при перегоне самолета Як-3 в сложных метеоусловиях. Имя Попова считают незаслуженно забытым, а высокую награду он не получил скорее за свой жесткий, непримиримый характер.

……………………………………………………………………………………………………..

Расположение Тихорецка у стратегической узловой железнодорожной станции, относительно большие размеры города и близость крупных станиц Фастовецкой, Новорождественской, Терновской отличали его от многих других городов Кубани в годы Великой Отечественной войны. Отсюда взлетали на боевые задания и наши, и немецкие самолеты. В сентябре 1941 года на новом - северном - военном аэродроме зарылся в землянки только что сформированный 366-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Переписка с исследователем истории полка Александром Николаевичем Рябовым (в полку служил и воевал его отец) приоткрыла нам завесу одной трагедии.

20 ноября 1941 г. при выполнении боевого задания на самолете СБ погиб экипаж в составе командира эскадрильи ст. лейтенанта В.И.Тимакова, штурмана эскадрильи ст. лейтенанта П.Я.Мельникова, воздушного стрелка-радиста мл. лейтенанта Г.Д.Чернова, воздушного стрелка мл. сержанта Н.А.Карпова. По одной из версий через несколько минут после взлета с аэродрома Тихорецка самолет Тимакова потерпел крушение в районе соседней станицы Новолеушковской. Возможной причиной гибели экипажа стало снижение до высоты менее 100 метров в условиях густого тумана с целью обнаружения видимых наземных ориентиров. Журнал боевых действий дислоцировавшегося в г. Кропоткине 41-го авиаполка зафиксировал схожий эпизод потери ориентации и гибель еще одного экипажа в этот же день под станицей Крыловской. В сохранившемся же в музее письме родственников ст. лейтенанта Петра Яковлевича Мельникова к тихорецким следопытам в 1975 году написано (со ссылкой на командира полка А.С.Мозгового) о том, что экипаж Тимакова возвращался с бомбежки врага в Таганроге, но по пути был подбит. Точно известно лишь о том, что трелок Н.А.Карпов был похоронен на тихорецком городском кладбище. Его имя на плите братской могилы на главном городском мемориале.

……………………………………………………………………………………………………...

В декабрьском номере 2022 г. мы рассказали о гибели в тихорецком небе 11 мая 1943 года экипажа младшего лейтенанта Петрова (его имени нет на мемориале) и стрелка сержанта Дробилина. Но в этот же день погиб еще один летчик старший сержант 647-го смешанного армейского авиаполка Яков Григорьевич Коровин. В 1995 г. городской поисковый штаб «Факел» получил копию извещения о смерти и письмо от племянника, пенсионера – шахтера из Украины А.А.Коваленко: «Ночью звено было поднято по тревоге. В бою самолет «Аэрокобра» был подбит. Коровин приказал радисту - стрелку прыгать с самолета, сам же дотянул до аэродрома в Тихорецке. Ему не включили посадочные огни (полк уже вернулся с задания). Об обстоятельствах смерти родителям погибшего рассказал спасшийся стрелок». Похоронен летчик в г. Тихорецке.

11 февраля 1944 года на северном аэродроме произошла катастрофа самолета ЯК-7. Погибли зам. начальника отдела 6 отдельного учебно-тренировочного авиаполка капитан Григорий Кириллович Маликов и командир звена лейтенант Николай Николаевич Генбачев. Оба похоронены в Тихорецке. В письме супруге Нине Яковлевне сослуживец Маликова сообщил о трагедии: «Ненужная смерть, дикий случай. Сегодня 12 февраля их хоронили в Тихорецке, похоронен он на городской площади, поставлен памятник ему в виде пьедестала деревянного с его портретом, всего несколько часов тому назад его хоронили…». На мемориале нет имени Генбачева. Из письма воинской части к родным узнаем, что Маликов и Генбачев были похоронены в разных могилах (но по всем правилам воинской чести), Генбачев – на общем кладбище.

Война уходит в далекое прошлое, но не уходит память о героях. Поисковая работа не заканчивается. Становятся известны новые обстоятельства городской истории, вновь мы возвращаемся к забытым именам. Ветеран Великой Отечественной, авиационный техник 366-го авиаполка Леонид Павлович Матвеев вспоминал, как в сентябре 1941 г. на перехват вражеским самолетам поднялись три И-16: «…на наших глазах один взорвался, второй, третий... к концу 1941 года от нашего полка остались одни ошметки, всех перемололи». Кто были эти летчики? Не все имена еще выбиты на плитах мемориала. 

Подготовили

директор музея А.Н.Жидков

научный сотрудник О.В.Кулеш

...……………………………………………………………………………………………………

20

фото 1. Иван Феоктистович Попов. От авторов статьи "Драконы" с птичьим крылом. Командир полка) ("История авиации", 2002) Владислава Антипова и Игоря Уткина мы узнали о попытке обращения в Управление Президента РФ по государственным наградам в связи с присвоением летчику И.Ф.Попову звания Героя России посмертно.

21

фото 2. Летчики Г.К.Маликов и Н.Н.Генбачев погибли при выполнении служебного задания в феврале 1944 г. в г. Тихорецке.

22

фото 3. Список безвозвратных потерь на 20 февраля 1943 г. по 6 ОУТА.