Два музейных предмета - рельс дореволюционного образца и символический рельс с БАМа из века двадцатого - дают представление о том, как изменилась железная дорога за столетие. Но по большому счету, рельс не менее гениальное изобретение человечества, чем колесо.Рано или поздно кто-то должен был придумать рельс. Историки считают прототипом рельсовых железных дорог гужевые дороги в древнем мире. Древние греки и римляне строили колею в виде углублений в каменном основании. По ним могли перемещаться колеса повозок.Колея облегчала перевозку грузов и в этом большой смысл простого открытия!

В Средние века люди практиковали деревянные прототипы рельсов (лежни) для шахтных вагонеток, а с развитием горной индустрии рельсовые пути стали стремительно совершенствоваться. Конструкторы из века в век экспериментировали с рельсами и колесами, деревянными и железными, их формами, функциями, пока не появились регулярные пассажирские перевозки. Британский инженер Чарлз БлейкерВиньоль в 19 веке предложил рельс с широким основанием, узкой шейкой и закругленной головкой. С тех пор большинство рельсов в мире изготавливают "по Виньолю". Сбольшими или небольшими усовершенствованиями. Но железная дорога меняется на наших глазах. Этот необратимый характер изменений задают грузопоток, комфорт, технологичность.А потому прогресс человеческой мысли продолжается!

13

14

15

16

17

18

19

20