Труд тыловика-железнодорожника невозможно отделить от ратного подвига солдата.
Наш город по праву можно назвать городом железнодорожников. Его основание в 1874 году связано со строительством Владикавказской железной дороги. Первыми рабочими и первыми жителями в Тихорецке были железнодорожники. Первые предприятия были железнодорожными и выпускали продукцию для железной дороги, ремонтировали паровозы, железную дорогу, изготавливали нужный железной дороги инструмент, строили и устанавливали железнодорожные мосты. Первые революционеры в Тихорецке были железнодорожниками. Первые отряды Красной Армии создавались тоже из рабочих железнодорожников. Первые учебные заведения, больницы и другие учреждения были железнодорожными. Первыми героями трудового фронта были железнодорожники. Когда началась Великая Отечественная война, оказавшись в пламени войны, тихорецкие железнодорожники совершали чудеса героизма и на фронте, и в тылу, даже в тылу врага. Именно им железнодорожникам, и своему родному городу и стации Тихорецкой мы посвящаем свои публикации.
На второй день войны Краснодарский край был объявлен на военном положении. Сознание тихоречан заполнило только одно слово «война.» Всё, что до этого радовало, утешало, заботило, украшало жизнь осталось в той со всем недавно бывшей мирной жизни. Тысячи добровольцев и мобилизованные уходили на фронт. Хозяйство города и района быстро перестраивалось на военный лад. Почти все предприятия города перешли на выпуск продукции для фронта и изготавливали мины под ротный миномёт, осколочно – фугасные снаряды, противотанковые ежи, строили бронепоезда. Широкий размах приняла военно – оборонительная работа. На подступах к Тихорецку строились оборонительные рубежи, рылись окопы, противотанковые рвы и устанавливались противотанковые ежи, доты и дзоты. В городе создавались истребительные батальоны, отряды народного ополчения, формировались военные части. В плане верховного главнокомандования вермахта по овладению кавказскими нефтеносными районами Тихорецк играл важную роль, как крупнейший железнодорожный узел и как стратегический пункт транспортного сообщения.
В нашем городе, до войны было много железнодорожных предприятий, и мне приходилось, как краеведу изучать историю этих предприятий, главным образом: паровозного депо и паровозоремонтного завода.
Перед Великой отечественной войной в СССР была введена 7 дневная рабочая неделя, с одним выходным днём. Продолжительность рабочего дня 8 часов. 22 июня 1941 года (а было это воскресенье) в утреннюю смену пришли руководители предприятий, служащие, рабочие. День рабочий начался как всегда: загудели гудки паровозов, токари, фрезеровщики и рабочие других специальностей стали на свои рабочие места. Выпускники школ, окрылённые надеждами в прекрасное будущее, возвращались после прощания со школой и одноклассниками домой. Кто- то ушёл на рыбалку. Открылись магазины. Домохозяйки отправились на рынок. Медицинские учреждения лечили людей. Дети играли во дворах. Воспитатели детских садов вывели малышей на прогулку. День был солнечный, летний, жаркий. Во всех квартирах были открыты окна. Доносились смех, музыка, разговоры, звуки радио, и вдруг кто-то так пронзительно закричал: «Тихо». Все замерли и услышали из этих окон голос Молотова. Буквально через пару минут стали доносится переклички родителей, зовущих своих детей. Война…
К обеду, после выступления В.М. Молотова начали проводить митинги и собрания. В паровозоремонтном заводе митинг состоялся в сборочном цехе. На митинге был поддержан призыв «Все силы положить на борьбу с ненавистным врагом». Всем было ясно, что в условиях войны продукция Тихорецкого ПРЗ является очень важной для обеспечения победы над фашистами. «Сегодня тыл наш фронт» - решили заводчане. Митинги проходили и на других предприятиях. После митинга в локомотивном депо паровозные и ремонтные бригады заступили на фронтовую вахту. Работа была организованна так, чтобы быстрее шли эшелоны с воинскими грузами, мобилизованными, и целыми воинскими частями, передвигающимися к фронту. В июне - июле 1941 года Тихорецк был в глубоком тылу. Однако жизнь города резко изменилась. Введены были строгие правила военного времени на железнодорожной станции и предприятиях, в том числе, в паровозном депо и ПРЗ. В июле был получен приказ, обязывающий все команды ПВХО города и узла быть готовыми к ликвидации очагов пожаров после налётов вражеской авиации. Регулярно проверялись у всех документы, военные патрули задерживали всех подозреваемых, соблюдали ночную светомаскировку, появились глухие шторы, окна пересекли бумажные кресты, чтобы стекла не вылетали при бомбежке. Резко ужесточилась трудовая дисциплина. Создавались эвакогоспитали. В жилых домах и на предприятиях соблюдалась светомаскировка. В военкоматах стояли очереди добровольцев, желающих бить коварного врага.На фронт отправляли мобилизованных. Началось строительство бомбоубежищ, щелей и укрытий для рабочих и всего населения. Убежища делали и в своих дворах. После того, как было построено убежище на территории депо, туда перенесли весь штаб оперативной работы данного предприятия. Там находились дежурный по депо, восстановительная команда, пожарная команда.
Так как на фронт ушли с предприятий рабочие, их контингент сократился. В ближайшее время найти им замену было сложно, и поэтому командиры производства помимо своих обязанностей, трудились наряду с рабочими. Часть действующей ремонтной базы депо была переключена на выпуск оборонной продукции. Старшим мастером в цехе по изготовлению деталей для миномётов был один из старейших рабочих депо П.П. Осипов. В цех, где изготавливалась оборонная продукция, к станкам стали подростки. В паровозном депо чтобы заменить ушедших на фронт специалистов, женщины освоили несколько специальностей. Счетовод Лена Стёпина за девять месяцев освоила три ведущие специальности. Обтирщиками паровозов пришли в депо З.Лялина и Н.Авилова, работая, они во внеурочное время освоили сначала профессию слесаря - инструментальщика, а через некоторое время выучились и стали работать помощниками машинистов. В депо срочно организованы были курсы машинистов. М.А. Трембач и А.К. Подгорная работали в депо кочегарами. Закончив курсы машинистов, они начали водить паровозы. Восемнадцати летняя девушка М.В. Лаптева, после окончания десятилетки избрала профессию машиниста. Жена машиниста Н.И. Шкарынина стала работать в паровозной бригаде мужа помощником машиниста.
Сначала войны перестроена была работа паровозоремонтного завода. План 2 - го квартала был выполнен на 125 %. Сократились простои паровозов, ожидающих ремонта, и улучшилось качество ремонта, значительно увеличился объём дополнительных работ. Лидером соревнования летом 1941 года была комплексная бригада Л.В. Боцвы. Среди стахановцев особенно отличались слесари С. Волошин, Г.Дробот, А.Зеленцов и многие другие. В июне-июле они выполняли по 2,5-3 нормы. Токарь Александр Фёдорович Зеленцов стремился на фронт, но пришлось ему «воевать» у станка. Имея седьмой разряд, он подтвердил его своей работой. Зная что фронту нужны паровозы, он трудился, не считаясь со временем и не жалея сил. А вечером вместе с другими тихоречанами шёл на ночное дежурство в истребительный батальон. В то время на 2354 работника завода 901 заводчанин был стахановцем и 772 труженика стали ударниками.
Многие женщины стали токарями, фрезеровщицами, слесарями. 30 домохозяек овладели профессией токаря. Мария Федосеева (дочь Федосеева Фёдора Ефимовича, соратника Фастовца, погибшего в 1918 году), вместе с подругой Надеждой Ивановной Зайцевой стала сверловщицей. Девушки перевыполняли план и за рабочее время давали две нормы. Штат оборонного цеха №5 работал исключительно для фронта и был укомплектован в основном женщинами. Активисты женсовета проводили сбор продуктов, подарков, тёплых вещей для фронта, шили бельё и обмундирование для солдат, помогали эвакуированным.3 августа 1941 года на ПРЗ проводился воскресник в фонд обороны Родины. После воскресника работники завода супруги Александр и Валентина Молчановы написали в партбюро письмо с просьбой принять от них облигации госзаймов на 730 рублей. Их сразу поддержали другие паровозоремонтники. К концу 1941 года коллектив Тихорецкого ПРЗ сдал в фонд обороны около 150 тысяч рублей наличными деньгами и 150 тысяч –облигациями.
Когда фашисты заняли Донбасс, прекратилась поставка угля для локомотивов. Надо было срочно угольное отопление паровозов перевести на нефтяное. В депо для переоборудования решили использовать паровоз «Сок». Это паровоз серии «Со» ("Серго Орджоникидзе"). Строились такие паровозы с 1934 года.. «Сок» это модифицированный паровоз «СО» с конденсацией пара. Для осуществления этой задачи рабочим депо нужны были квадратные баки. Их стали изготовлять своими силами. Вручную гнули листы железа. Работа шла круглосуточно. Среди тех, кто особенно активно принимал участие в выполнении этого задания, был Пётр Ковалёв и его товарищ из Кишинёва. В депо и на других предприятиях появились рабочие, эвакуированные из мест близких к линии фронта.
Снабжение депо запчастями прекратилось. Смекалка и умение помогли решить эту проблему. Так при выработке отверстия золотника насосов, его растачивали и запрессовывали втулками. Это позволило использовать насосы без замены головок. Из строя выходили турбины, а запчастей не было. Потребовалось много смекалки, чтобы выйти из сложившегося положения и А.Ф. Данилов предложил при выработке зубьев главной шестерни редукторов переворачивать её. Кажется, совсем просто, но это удлиняло срок службы шестерни.
Осенью 1941 года Тихорецкий железнодорожный узел оказался в прифронтовой полосе. Транспортники под свинцовым дождём отправляли на передовую поезда, гружённые военной техникой, снарядами, эшелоны с военнослужащими, горючесмазочные материалы. Преодолевая неимоверные трудности, машинисты депо обеспечивали бесперебойное и всё возрастающее движение поездов, а в момент ожесточённых бомбардировок и обстрелов вступали в подлинное единоборство с врагом. С первого дня войны в депо была создана паровозная колонна пятисотников, чуть позже появилась и 1 фронтовая бригада. Бригада пятисотников паровоза СО №666, где П.Ф. Кузьменко был старшим машинистом, решила пройти без ремонта 20 тысяч км. На самом деле прошла 30 тыс. км., и сэкономила 12 тысяч рублей. Самый ответственный груз доверяли молодёжной бригаде. 3 ноября при воздушном налёте погиб помощник машиниста Пантелей Иванович Мысливский. П.Ф. Кузьменко вдвоём с кочегаром продолжали вести состав с бойцами и оружием. Во время нового налёта на участке Тихорецк – Сальск машинист не прервал движения, и бомба упала далеко за составом. П.Ф.Кузьменко в 1942 году первым в период войны удостоен был Ордена Ленина.
Историк, краевед г. Тихорецка Валентина Васильевна Николаева