1 октября 1994 года на ж.д.вокзале г. Тихорецка установлена мемориальная плита:

«В годы Великой Отечественной войны тихорецкие железнодорожники за счет добровольных взносов построили 2 бронепоезда «Тихорецкий железнодорожник» и «Николай Щорс», кроме того построили 16 бронеплощадок, 14 бронеплатформ ПВО и отремонтировали 4 бронепоезда. Слава и честь строителям стальных крепостей!»

Осенью 1941 года командование одной из воинских частей обратилось к тихоречанам с просьбой: постройте нам бронепоезд. На это живо откликнулись все рабочие. За короткий срок были собраны деньги из личных сбережений тихоречан, которых хватило для постройки двух составов. На заводе «Красный Молот» взялись изготовлять бронеплощадки. А тем временем на соседнем заводе тяжелых путевых машин имени Воровского занялись бронированием паровоза. Работа эта была очень трудоемкая. Несмотря на трудности, вскоре задание было выполнено. Вскоре первый бронепоезд «Тихорецкий железнодорожник» отправили заказчику - воинской части. Она находилась под Ростовом-на-Дону, где проходили жаркие схватки с прорвавшимися сюда фашистами. С бронепоездом выехала и делегация тихоречан. В нее входил и начальник завода «Красный Молот» К.М.Коннов. Трогательной и волнующей была встреча рабочих и красноармейцев. Военные дали высокую оценку бронепоезду и тут же попросили:

- Делайте их побольше. Это поможет нам быстрее разбить фашистских оккупантов.

Тихоречане восприняли это как боевой приказ. Вернувшись домой, они усиленными темпами взялись за постройку новых бронепоездов. Всего их вышло отсюда шесть. Два последних направили под Сталинград.

Один бронепоезд под названием «Железнодорожник» тихоречане вновь передали войскам, находившимся на Ростовском направлении. Через некоторое время пришло письмо. В нем говорилось: «Построенный и хорошо оборудованный бронепоезд сегодня вступает в строй и будет громить врага на подступах к Ростову. Военный совет 66 отдельной армии выражает за это большую благодарность». С этим бронепоездом выехали на фронт двое коммунистов - красномолотовцев Н.М.Однодолько и В.А.Черников. Они храбро сражались с фашистскими захватчиками, действовали так, как и подобает представителям рабочего класса.

Первый бой наши бронепоезда приняли в октябре 1941 г. под Ростовом. С июля 1942 г. «Николай Щорс» и «Тихорецкий железнодорожник» сражались на железнодорожных магистралях Кавказа, на западных подходах к Моздоку. Пять месяцев по нескольку раз в день бронепоезда наносили огневые удары по позициям врага, уничтожая его живую силу, танки и артиллерию.

Около трети бронепоездов Красной Армии участвовали в сражениях на Северном Кавказе. Некоторым из них, прикрывавшим отход наших армий в августе 1942 г., не удалось отойти со всеми войсками. Они вынуждены были сражаться с передовыми частями наступающих немецко-фашистских войск.

5 августа 1942 г. в уже занятом немцами Тихорецке на южном переезде станции в сумерках произошел ожесточенный бой трех бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП. Около двух часов шел пушечно - пулеметный бой. Когда снаряды подошли к концу, экипажи вывели из строя орудия, взорвали бронепаровозы и ушли в темноту ночи за отступающими частями советских войск.

В Тихорецке не забыли тех, кто строил бронепоезда, прошедшие с боями в годы войны чуть не до самой Германии. Это В.А. Арсиенко, В.А. Кузенко, М.К. Свистунов, С.М. Прокофьев, Н.Е. Оганесов. 

Источники:
1.Фондовый материал Тихорецкого историко-краеведческого музея.
2. Красномолотовцы. И.Мачнев. 1971г.
3. В бой идут бронепоезда. А.Бойченко.
газета «Тихорецкие вести». 22.06.1999.
4. Они строили бронепоезда. Н.Рябинина.
газета «Тихорецкие вести». 08.10.1994.
5.фото макета бронепоезда в экспозиционном зале музея
IMG 20200226 155859
IMG 20200226 155932
IMG 20200226 155943
IMG 20200226 155956
IMG 20200226 160012
IMG 20200226 160020