Девушки из 15-го отдельного батальона

Примерно в конце ноября 1941 года на центральной усадьбе Тихорецкого зерносовхоза размещается штаб 15-го батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, отступившего ос Южной Украины и от Ростова-на-Дону. Его посты размещаются вдоль железной дороги на разъездах от Батайска до Кропоткина, от Кореновска до Сальска. Они следили за полетами фашистских самолетов и по телефонной связи сообщали зенитчикам и железнодорожникам городов и станиц об угрозе воздушного налета и принятии мер предосторожности.

Ранней весной 1942 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о мобилизации девушек – комсомолок в красную Армию. Райкомы и горкомы комсомола по всей стране осуществили добровольную мобилизацию девушек. В основном, девушки были направлены в части противоздушной обороны, где проходили краткие курсы: связисток, зенитчиц, прожектористок, радисток, аэростатчиц. В 15-м отдельном батальоне служили девушки - комсомолки Кубани из Ейского, Щербиновского, Новоминского, Каневского, Ленинградского, Павловского, Тбилисского, Новопокровского, Архангельского, Новолеушковского, Ладожского, Староминского районов. 600 девушек кубанок были призваны в апреле 1942 года, еще 200 – в мае 1943 года.

В Тихорецком зерносовхозе были проведены краткосрочные сборы телефонистов – наблюдателей, радистов. За короткий срок девушки должны были научиться всему: знать все о связи, типах своих и вражеских самолетов, угадывать их силуэты, должны были овладеть оружием, рыть окопы, строить землянки, уметь оборудовать наблюдательные посты. Закончили девушки свое обучение в то время, когда шли жесточайшие бои на Южном фронте. Северо – Кавказская железная дорога дни и ночи работала на фронт под налетами вражеской авиации. Девушек распределили на посты наблюдения. Обнаружение самолета врага в небе, его замысла и оповещение о них истребительной авиации и зенитной артиллерии – вот в чем заключалась боевая наша служба.

Когда наблюдатель кричал «Воздух!», девушки приступали к боевой работе: вслушивались в рев моторов и определяли курс, высоту, направление, тип самолета, скорость и быстр передавали на ротный или батальонный посты. Если самолет или группа самолетов шли на большой высоте, далеко в стороне или ночью, девушки должны были по слуху определить, какие летят самолеты, сколько их, в какую сторону летят. От бомбёжек нарушалась телефонная связь, а она была основной, приходилось под огнем ходить на ее восстановление.

25 июля 1942 года немцы перешли Дон, и 97 дивизии врага устремились к Сталинграду и Кавказу. Наши войска оставили Ростов и Батайск. С кровопролитными боями части Красной армии отступали к горам Кавказа и Черному морю. 15 отдельный батальон тоже получил приказ постепенного свертывания постов и отхода в направлении Краснодара и дальше на Горячий Ключ. 26 июля междугородняя и внутренняя телефонная связь В Тихорецке окончательно оборвалась. С 1 августа взвод управления и все службы батальона переехали за город, в зерносовхоз. Связь поддерживали через радиостанцию. Передавали, что город разрушен, бомбежки продолжаются, зенитная артиллерия город покинула. В первые дни августа оперативная группа последней покинула Тихорецк, из города ушли зенитчики. Тяжелым было отступление, без слез невозможно было смотреть на город, – вспоминали ветераны. Вражеская авиация висела в небе над городом днем и ночью.

Весной 43-го в небе Кубани шли самые тяжелые воздушны бои: до 67 самолетов врага в день сбивали истребители и зенитчики. Девушки 15 –го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи сопровождали наши бомбардировщики на задание и обеспечивали возвращение на аэродром. В конце 194 года батальон двигался за наступающими частями 1 – го Украинского фронта.

foto 21 06 2021 09 56 1
foto 21 06 2021 09 56 2
foto 21 06 2021 09 56 3
foto 21 06 2021 09 56 4
foto 21 06 2021 09 56 5
foto 21 06 2021 09 56 6
foto 21 06 2021 09 56 7
foto 21 06 2021 09 56 8
foto 21 06 2021 09 56 9
foto 21 06 2021 09 56 10
foto 21 06 2021 09 56 11
foto 21 06 2021 09 56 12
foto 21 06 2021 09 56 13
foto 21 06 2021 09 56 14
foto 21 06 2021 09 56 15
foto 21 06 2021 09 56 16