После речи Сталина 3 июля 1941 года на митинге рабочих паровозоремонтного завода им. Воровского было предложено, используя опыт гражданской войны, изготовить бронепоезд. Идею обсудили в парткоме завода, согласовали с райкомом партии, был открыт фонд добровольныхвзносов.Об этой инициативе сообщили и в местной газете. Инициативу поддержали коллективы заводов «Красный молот», паровозного депо, многих других предприятий железнодорожного узла.

В письмеВоенного совета Северо – Кавказского военного округав адрес крайкома партии за подписью генерал – майора Гречкина было написано: «Решение рабочих заводов города Тихорецка в деле постройки бронепоезда в фонд обороны нашей великой Родины является делом вполне современным и необходимым».

В начале августа тихорецкие железнодорожники приступили к сверхурочным работам, одновременно они планировали сделать второй такой же объект. Отклики людей были так велики, что буквально через две недели средств в фонд поступило больше, чем требовалось для создания одного бронепоезда.

Той же осенью фронт получил два бронепоезда тяжелого типа «Тихорецкий железнодорожник» и «Николай Щорс» с вооружением: 4 пушки, 12 пулеметов, 1 зенитная установка.

Тихоречане помогали фронту с первых дней войны. Жители города и станиц, рабочие и школьники, женщины и пенсионеры вели сбор денег, одежды, продуктов для воинов Красной армии. Активистки женсоветов работали в госпиталях Тихорецка, помогали эвакуированным, шили белье и обмундирование для солдат. Райком и райисполком Тихорецка при опоре на женсоветы создавали инициативные группы. Вовлеченные в эти группы несколько сот тихоречанок пряли из овечьей шерсти нити, вязали теплые носки и перчатки.Сначала домохозяйки, потом и их дочери – школьницы стали шить носовые платки, кисеты для махорки и табака, клали их в карманы теплых вещей. Осенью от населения было принято значительное количество полушубков, шинелей, меховых жилетов, ватных курток, валенок, рукавиц, носков, белья, одеял. Ну а самым теплым подарком стали посылки на фронт землякам.

Высокая собранность и крепкая дисциплина отличали жатву 1941 года.Рабочее время на хлебной страде того года было очень длинным. В поле колхозники выходили в 3 часа утра и работали с небольшим перерывом до 24 часов. С развёртыванием косовицы хлебов во всех станичных колхозах дополнительно к комбайнам стали использовать жатки, в которые запрягали лошадей и волов. Да еще в каждом колхозе выделяли 25-40 косарей – женщин, вручную они вырабатывали каждая до половины гектара пшеницы за день.Хлебосдача шла под девизом: «Каждая тонна зерна, сданного государству, удар по врагу». Об успехах кубанской жатвы писали центральные газеты. «Правда» 7 августа отмечала: «Многие колхозы и даже целые районы Краснодарского края убрали хлеб в течение 10 дней. В полевых работах участвовало поголовно все население, начиная от школьников и кончая стариками». В этом результате есть вклад и тихоречан.

Подвиги совершали и в тылу. В августе 41-го в Тихорецком депо на срочный ремонт был поставлен паровоз. Резервного локомотива не было, это значит, что дорога была каждая минута. Слесари Бекетов и Кокоткин, электросварщик Андрюхин решили топку не тушить. В мокрых спецовках, задыхаясь от жары и дыма, они делали, казалось, невозможное: быстро произвели сварку и другие ремонтные работы в топке, затратив времени вдвое меньше нормы. Путевой мастер Евтухов, следуя с поездом, заметил горящую буксу вагона. Рабочий не стал останавливать состав, он привязал себя ремнем и проволокой к борту платформы и на ходу сумел залить смазкой сильно дымящуюся буксу. Поезд проследовал по расписанию.

С первых дней войны рабочие и служащие, колхозники, учителя, комсомольцы сдавали в фонд обороны как ценные бумаги государственных займов, так и наличные деньги. Эти средства пошли на усиление вооружения фронта: на строительство танковых колонн «Северо – Кавказский железнодорожник», «Советская Кубань» и «Кубанские казаки», эскадрильи боевых самолетов «Кубанский осовиахимовец», санитарного поезда «Кубанский Красный крест», самолета «Работник Тихорецкого зерносовхоза».После освобождения тихорецкой земли в 1944 году трудящиеся района внесли в фонд Главного командования Рабоче - Крестъянской Красной Армии свыше 2-х миллионов рублей.

9 апреля 1944 года местная газета «Ленинский путь» опубликовала телеграмму: «Прошу передать рабочим и работникам Тихорецкого паровозоремонтногозавода, собравшим 102 000 рублей на строительство боевого самолета «Тихорецкий паровозоремонтник» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Осенью 44-го уже Герой Советского Союза Захар Сорокин приехал в Тихорецк к матери, но ждали его и земляки. Сорокин побывал в школах и на предприятиях города, выступал перед рабочими и служащими. Тихорецкие комсомольцы не забыли об этой встрече.

Войну Сорокин закончил в Крыму. После войны он вспоминал: «Однажды майор Васильев вдруг сказал мне: -Завтра, Захар Артёмович, полетим вместе на соседний аэродром. Там вас ждут представители Тихорецка… Южное весеннее утро радовало свежестью и душистой прохладой. На аэродроме земляки торжественно передали мне новенький истребитель, на борту которого красовалась надпись: «Тихорецкий комсомолец». С радостным волнением любовался я этой прекрасной боевой машиной. Земляки попросили меня показать фигуры высшего пилотажа. Надев парашют, я сел в кабину самолета, опробовал работу мотора и, получив разрешение на взлет, поднялся в воздух. Полетав на большой высоте, на полной скорости прошел над аэродромом, а потом горкой взмыл вверх. На прощанье я дал салют из боевого оружия и, покачав крыльями, улетел на свой аэродром. До последнего дня войны я нес боевую вахту на самолете истребителе «Тихорецкий комсомолец».

IMG 20200714 140852

IMG 20200714 140915

IMG 20200714 140935

IMG 20200714 140959