Два музейных предмета - рельс дореволюционного образца и символический рельс с БАМа из века двадцатого - дают представление о том, как изменилась железная дорога за столетие. Но по большому счету, рельс не менее гениальное изобретение человечества, чем колесо.Рано или поздно кто-то должен был придумать рельс. Историки считают прототипом рельсовых железных дорог гужевые дороги в древнем мире. Древние греки и римляне строили колею в виде углублений в каменном основании. По ним могли перемещаться колеса повозок.Колея облегчала перевозку грузов и в этом большой смысл простого открытия!
В Средние века люди практиковали деревянные прототипы рельсов (лежни) для шахтных вагонеток, а с развитием горной индустрии рельсовые пути стали стремительно совершенствоваться. Конструкторы из века в век экспериментировали с рельсами и колесами, деревянными и железными, их формами, функциями, пока не появились регулярные пассажирские перевозки. Британский инженер Чарлз БлейкерВиньоль в 19 веке предложил рельс с широким основанием, узкой шейкой и закругленной головкой. С тех пор большинство рельсов в мире изготавливают "по Виньолю". Сбольшими или небольшими усовершенствованиями. Но железная дорога меняется на наших глазах. Этот необратимый характер изменений задают грузопоток, комфорт, технологичность.А потому прогресс человеческой мысли продолжается!