Каска – защитный стальной шлем военнослужащего. Корпус куполообразный. Внутри на металлических креплениях подшлемник в виде трех дерматиновых подушечек с ватой и ремень с пряжкой для крепления на голове. С обеих сторон покрыта зеленой краской.

В СССР работы по созданию нового стального шлема для армии были начаты во второй половине 1920-х годов, но 1920-30-е годы в РККА продолжали использовать каски Адриана и шлемы образца 1916/17 года. Для советского руководства использование шлемов, принятых также в армии недружественной Финляндии, было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки.

В 1934 году было выдано задание на разработку стального шлема нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Стальной шлем со времен Первой мировой рассматривался как средство защиты от шрапнели. Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).

Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.», в других источниках — СШ-36. Впоследствии выяснилось, что большие поля нового СШ создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что СШ сдувало набок. К тому же шлем был слишком тяжёл.

Начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Контур шлема приобрел новые очертания, его вес составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества. Окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды.

В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подтулейником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки посадки. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Силуэт советского солдата в СШ-39 и СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы.

202002216