В фонде музее хранится карта города Тихорецка 1933 года. На карте одна из городских улиц обращает на себя внимание. Соседние улицы уже с середины 20-х сменили свои прежние дореволюционные названия на новые, пролетарские.Так появились Октябрьская, Красноармейская, Меньшикова, Подвойского, Энгельса.И только Ивановский проспект сохраняет еще первоначальное своенаименование. Так чье же имя носила улицаи почему ее не спешили переименовать?
Отчасти свет проливают записанные в 1948 году воспоминания бывшего мастера колесного цеха паровозоремонтных мастерских Долинского о строительстве начальником III-ей дистанции службы пути и зданий Ивановым бани по улице Степной (современной Федосеева), железнодорожного клуба и еще двухклассного училища: «…за отзывчивое отношение к нуждам рабочих улица, где находится клуб, была названа Ивановской (Ивановский проспект – прим. авторов), а за постройку этих трех зданий без ведома Петербургского правления дорог, поскольку они не были предусмотрены планом, он был уволен со службы». Вскоре, действительно, Иванов будет переведен в город Петровск (ныне Махачкала). Случилось это в 1903 году.
Личность начальника дистанции Иванова в нашей местной истории недооценена, а ведь само его происхождение побуждает углубиться в поиски. Виктор Александрович Иванов (1854-1919) приходился племянником великому русскому писателю Достоевскому! Он сын сестры писателя Веры Михайловны Достоевской. 10 декабря 1875 г. писатель сообщал младшему брату А.МДостоевскому: «И теперь еще живут здесь, в доме сестры Александры Михайловны, двое племянников моих, Верочкиных детей, Виктор и Алексей, учатся в Путей сообщения, и вот уже Виктор 3 года, а Алексей год, как здесь, а ни разу у меня не были; я же в детстве их немало передарил им гостинцев и игрушек».В 1879 году Виктор Александрович окончил Петербургский институт путей сообщения, потом в течение двух лет практиковался на железной дороге.С этого времени он на службе Ростово -Владикавказского акционерного общества; примерно в 1888 -1889 гг. поселяется на станции Тихорецкая, которая к этому времени вследствие строительства ветки на Екатеринодар и далее к новороссийскому порту стала приобретать заметное значение в железнодорожном сообщении Владикавказской дороги.
Чтобы обеспечить обслуживание и бесперебойное движение поездов, постепенно формировалась система текущего содержания и ремонта дороги. Организацией путевых работ и строительством необходимых помещений занималась служба пути. В её подчинении были дистанции (участки) пути, которые делились на околотки, а те в свою очередь – на рабочие отделения. В 1883 году были изданы «Правила содержания и охраны железнодорожного пути», согласно которым максимальное протяжение дистанции пути составляло 100 вёрст. А это значит, что протяжении ста верст В.А.Ивановбыл фактически главным распорядителем всех строительных работ, руководил отправлением и поставкой строительных материалов. Все проекты и сметы по ремонту пути, строительству мостов, перронов, пакгаузов, водонапорных башен, элеваторов, депо, мастерских, вокзалов, багажных отделений, жилых домов, казарм были тоже в его ведении.
Велика заслуга Иванова в обустройстве тихорецкой земли в конце XIX века, он облагородил ее, сделал пригодной для жизни железнодорожников и всех жителей. Идея посадить акациевый сад принадлежала ему. Он построил первую, деревянную Николаевскую церковь, был почетным блюстителем железнодорожного училища. По своим чертежам Виктор Александрович построил дом и жил в нём. Возле дома была оранжерея, а рядом пасека и прекрасный розарий.А вот супруга его - выпускника московского училища живописи, зодчества и ваяния - Марфа Алтынникова тяготилась жизнью в глубинке.
В воспоминаниях своих родных Иванов сохранился, как «чуждый какого бы то ни было чинопочитания — со всяким начальством держался на равной ноге. Исключительно честный и бескорыстный; будучи инженером на постройке дороги, никогда не брал взяток. В некоторых случаях его честность переходила даже в своего рода щепетильность. Так, например, он имел свой служебный вагон, но когда брал с собой в поездки родного сына, то, соблюдая интересы дороги, всегда покупал ему билет…».
В 1900 году к порогу его дома в корзинке подкинули 3-х летнего ребенка, девочку, Виктор Александрович усыновил ее. Некоторые штрихи к портрету Иванова добавляет его приемная дочь Е.В.Кастальская: «Он был очень добр не только к семье, родным, но его эксплоатировали всякие аферисты, он никогда и никому не отказывал в денежной помощи. Он был большой любитель музыки… охотник и рыболов — когда он ловил рыбу, он священнодействовал; Боже упаси разговаривать во время ловли, сейчас же прогонял. Любил цветы, разводил их сам. Обыкновенно он выписывал гиацинты и нарциссы луковицами из Голландии и сам их рассаживал в горшки и расставлял в подвале, и не дай Бог кому бы то ни было сдвинуть или переставить какой-нибудь горшок на другое место — была бы буря... Ему предлагали место с повышенным окладом и более ответственное (в управлении дороги, в г. Ростове), но он категорически отказался. Там сначала были удивлены, а потом оскорблены, как он мог отказаться. Не жаль было ему хорошо оплачиваемого положения, но он привык, он полюбил свою службу, свое дело, он всю жизнь шел по одной колее и вдруг его кто-то взял и насильно свернул в сторону. Я сразу заметила, что папа пал духом. Он был уже не тем энергичным человеком...».
Жизненный путь Виктора Александровича закончился в Петровске, он смертельно заболел малярией. Личность его открывается нам сегодня многогранной и притягательной, изучение биографии Иванова, возможно, откроет и новые пути поисков в городском краеведении.