Интересная находка! Старые деревянные столбы, служащие опорами для электропроводов, удерживают местами железные уголки, а местами… рельсы, на одном из таких рельс мы обнаружили клеймо «NC (но это не точно) 1873 – IX».
Так, давайте немного истории. В России XIX века для первой Царскосельской железной дороги были приобретены заграничные рельсы. В 1878 году кроме английских в путь стали укладывать и отечественные рельсы, сделанные в Воткинске и на Камском броневом заводе. Но это, конечно, не единственные заводы. Как всегда, в нашей истории много интересного! Вот, например, представитель древнего рода уральских заводчиков Павел Демидов в своём рвении не отстать от конкурентов не поскупился в клеймении рельсов и отливал еще и цену «Демидова Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей». В рекламе своей продукции дальновидный заводчик пошёл ещё дальше. Если заказ на рельсы шёл с казённых железных дорог, то перед клеймом производителя ставилась аббревиатура отделения магистрали, что вызывало несомненную благосклонность железнодорожного начальства. Кстати, нам попался и такой рельс с клеймом «Ю.В.Ж.Д.» (Юго – Восточная железная дорога, год ее основания 1866 год, акционерное общество возникло в результате слияния двух ж.д.компаний Грязе – Царицынской и Козлово – Воронежско – Ростовской).
Общеизвестно, что наш город вырос из ж.д.станции Ростово – Владикавказской железной дороги. Строительство дороги началось в 1873 году, пустя год по дороге пошли грузовые составы. Любопытно, что находка обнаружена на улице Столбовой, по которой в конце 19 века возили воду для паровозов из ближайшей Козловой балки.
Эх, не пропустить бы тот момент, когда деревянные опоры поменяют на железобетонные…