Интересная находка! Старые деревянные столбы, служащие опорами для электропроводов, удерживают местами железные уголки, а местами… рельсы, на одном из таких рельс мы обнаружили клеймо «NC (но это не точно) 1873 – IX».

Так, давайте немного истории. В России XIX века для первой Царскосельской железной дороги были приобретены заграничные рельсы. В 1878 году кроме английских в путь стали укладывать и отечественные рельсы, сделанные в Воткинске и на Камском броневом заводе. Но это, конечно, не единственные заводы. Как всегда, в нашей истории много интересного! Вот, например, представитель древнего рода уральских заводчиков Павел Демидов в своём рвении не отстать от конкурентов не поскупился в клеймении рельсов и отливал еще и цену «Демидова Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей». В рекламе своей продукции дальновидный заводчик пошёл ещё дальше. Если заказ на рельсы шёл с казённых железных дорог, то перед клеймом производителя ставилась аббревиатура отделения магистрали, что вызывало несомненную благосклонность железнодорожного начальства. Кстати, нам попался и такой рельс с клеймом «Ю.В.Ж.Д.» (Юго – Восточная железная дорога, год ее основания 1866 год, акционерное общество возникло в результате слияния двух ж.д.компаний Грязе – Царицынской и Козлово – Воронежско – Ростовской).

Общеизвестно, что наш город вырос из ж.д.станции Ростово – Владикавказской железной дороги. Строительство дороги началось в 1873 году, пустя год по дороге пошли грузовые составы. Любопытно, что находка обнаружена на улице Столбовой, по которой в конце 19 века возили воду для паровозов из ближайшей Козловой балки.

Эх, не пропустить бы тот момент, когда деревянные опоры поменяют на железобетонные…

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24