В распоряжении музея необычный первоисточник – кадры аэрофотосъемки Люфтваффе, сделанные предположительно осенью 1942 года. Такие снимки можно найти на профильных сайтах и форумах, например, Энтузиасты и профессиональные краеведы собирают по крупицам местную историю и составляют подробное описание аэродромов Кубани и Керченского полуострова в годы Великой Отечественной войны. В довоенное время на территории Северного Кавказа шло активное развитие гражданской и военной авиации, а в июле 1941 г. кубанские аэроклубы, в том числе Тихорецкий стали площадками для подготовки летных кадров ВВС. На западном городском - бывшем гражданском - аэродроме вовсю шла практическая учеба будущих истребителей, а на северном развернутся бомбардировочный авиаполк и 703-й батальон аэродромного обслуживания. Осенью 1942 года немецкие летчики использовали аэродром для своих целей.

Нам же интересны три снимка, на которых отображены окраины нашего города, а центральная его часть в достаточной степени детализирована. На снимках можно разглядеть следы воронок, выжженные «коробки» домов, городские улицы и кварталы. В этих снимках - подсказки и новые догадки.

Известно, что после гражданской войны в здании современной городской школы №1 располагался детский дом. Это было неслучайно. Все в дело в том, что до революции на станции Тихорецкой уже существовал сиротский приют для призрения и воспитания детей служащих и бывших работников железной дороги. Он был открыт 1 июля 1910 года - для этих целей было приспособлено здание площадью 185,94 кв. саженей, в приюте проживало до 100 детей. Содержание некоторых сирот взял на себя лично Владимир Николаевич Печковский, талантливый руководитель Владикавказской железной дороги и меценат. Поиски сиротского приюта Печковского привели нас на улицу Кирова. Но здесь наше внимание привлек трехэтажный жилой дом по адресу: ул. Путевая, 2.

На фасаде здания надпись «1958», но в технических документах указан 1961 как год ввода здания в эксплуатацию. Внешнее убранство здания, металлические балки лестничных маршей и напольная плитка в центральном подъезде наводили на мысль об ином возрасте здания. На снимках немецких летчиков теперь же отчетливо видно, что в довоенное время здание уже стояло, со слов старожилов этот дом этот мог быть построен еще в середине 20-х гг. и предназначался для начальствующего состава тихорецкого железнодорожного узла. В послевоенные годы пострадавшее от бомбежки здание было бережно восстановлено (1958?) и сохранило свою архитектурную стилистику. Любопытный факт: в этом жилом доме нет квартиры №13.

Перекресток улиц Октябрьской и Красноармейской на карте. В воспоминаниях тихоречан перекресток был оживленный, административные учреждения (детская библиотека, районо, райком ВЛКСМ, милиция) на этом пятачке сформировали административный центр города. Хорошо просматривается сложная геометрическая форма фабрики – кухни, напротив через дорогу трехэтажный жилой дом (сегодня у него адрес: ул. Красноармейская, 47). Где – то здесь размещались магазинчики писчебумажный охотничьих товаров.

Строительство этого жилого дома мы связываем с тихорецким строителем и почетным железнодорожником Андреем Константиновичем Ромашовым. По окончании Саратовского строительного техникума в числе молодых специалистов-комсомольцев он был направлен на Северный Кавказ. Так в 1931 году Ромашов стал сначала помощником бригадира по технической части в строящемся Тихорецком зерносовхозе. В 1936 году работал на железной дороге, в 1938 – начальником стройучастка станции Тихорецкая. Участвовал в строительстве в 1937 г. школы железнодорожной школы-пятилетки (на той стороне), в 1940 году - детских яслей для завода «Красный молот», в 1939-40-х начинал строительство Дворца железнодорожников (современного Городского Дворца культуры). А вот в 1936-38 гг. руководил строительством заинтересовавшего нас жилого дома. Это здание выдержано в стилистике советского неоклассицизма или «сталинского ампира». И пусть дом не включён в реестр объектов исторической и культурной памяти, но все же представляет для нашего города архитектурную ценность.

49

50

51

52

53

54

55