Сегодня даем отчет о нашей поездке к коллегам в станицу Октябрьскую. От нас совсем недалеко, под Крыловской, и не поздравить коллег-музейщиков с памятной датой никак нельзя! Здесь находится уникальный музей не только в нашем крае, но и в России – официальный мемориальный музей им. Ю.В.Кондратюка (А.И.Шаргей). А теперь самое интересное! На станции Крыловская в 1925-26 годах работал механиком элеватора некто Юрий Васильевич Кондратюк. Новый механик не мог равнодушно наблюдать, как медленно и тяжело велись погрузочно – разгрузочные работы, и он разрабатывает простые в обращении технические устройства для удобства рабочих. Но в это же самое время Кондратюк ожидал ответа от Государственного издательства РСФСР и Главнауки о своей рукописи… «Завоевание межпланетных пространств». Вчера пионеру отечественной и мировой космонавтики, самобытному ученому Юрию Васильевичу Кондратюку исполнилось бы 125 лет со дня рождения…
В 1957 году на орбиту Земли отправился первый искусственный спутник. Но открытию эры практической космонавтики предшествовали предложенные несколькими десятилетиями ранее идеи и решения выдающихся теоретиков. Одним из них был российский и советский ученый Александр Игнатьевич Шаргей. Еще в 1919 году подготовил свою первую полноценную рукопись под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить» - не зная о расчетах К.Э. Циолковского, самостоятельно вывел формулу реактивного движения. Идеи космических полетов и многоступенчатой ракеты – тоже из этой рукописи. Будучи прапорщиком царской армии в первой мировой, в гражданскую войну не примкнул к Белому движению, а во избежание проблем, связанных с его прошлым положением в дореволюционном российском обществе, с помощью мачехи оформил новые документы. Так Александр Шаргей стал Юрием Кондратюком.
Несмотря на его вклад в научную космонавтику, до начала запуска ракет никто из широкой общественности о нём не знал. До 1970 года Кондратюк неофициально считался даже «врагом народа». Он был неординарным инженером, достаточно погуглить в Сети его проект Крымской ветроэлектростанции, крупнейший в мире деревянный элеватор «Мастодонт» в Алтайском крае, построенный без единого гвоздя, и безопорный подвесной мост через реку Абу в Новокузнецке. Наслышанный о неординарном сибирском инженере, конструктор Сергей Королев в 1933 году предложил Юрию Кондратюку работу, от которой тот все же отказался. Правду Королев узнал позже: с заполнением специальной анкеты Кондратюку грозили разоблачение и расстрел. У Кондратюка вообще трудная, но очень интересная и поучительная биография, погиб он в 42-м на фронте… Мы же подумали о том, что для нас появился новый стимул перечитать воспоминания Дмитрия Ильича Козлова. Будучи соратником Королева, он не мог не знать о Кондратюке (к тому же в середине шестидесятых первая рукопись Ю.В. Кондратюка была издана в сборнике «Пионеры ракетной техники» под редакцией Т.М. Мелькумова).