Никому неизвестные провинциальные беллетристыи поэты о Апполонский, Будрик, Горьева и другие, числом двенадцать, на свои средства издали небольшую книжечку, объединив себя трогательной любовью к литературе.Как оказывается, в 1912 году ими же был издан сборник «Вокруг жизни», но, сколько помнится, столичные рецензенты не заметили этой муравьиной работы где-то на юге в каком-то хуторе Тихорецком. Немногие заметят и этот новый труд провинциальных литераторов. Слишком уж сереньким, простоватым, не выдающимся может показаться сборник «пред зарею» нашим столичным критикам, избалованным музами Бальмонто, Брюсова, Блока и новых скороспелых знаменитей. Литераторов с хутора Тихорецкого можно сравнить с нашими «передвижниками». От Кольцова и Сурикова, от Некрасова и Надсона идут они в литературу, однако, внеся в свои песни и свою наивность, подслушанную в южных степях или среди гор Кавказа. У них есть и своё определение назначения поэта, и свои требования к музе.В стихотворении В.М.Будрика«Муза», например, есть такие строки:

Сбрось одежды свои - эти тонкие ткани –
И пойди на ручей, смой румяна с лица.
И тогда отыщу в наготе очертаний
Затушёванный ритм молодого певца. 
И тогда среди волн бесконечных прибоя,
Среди дремлющих скал, среди нимф водяных
Будешь ты, как дитя им родное,
Точно сталь, зазвенит возродившийся стих. 

Это вызов в сторону изысканий и «разрумяненной» поэзии акмеистов, эго и кубо-футуристов, и совсем-совсем новых поэтов, которые низводят напевность стиха до неуклюжего прозаизма, прикрывая свое уродство милым наивничаем и обывательской простотой. «Смыть румяна с лица» провинциальные поэты советуют «разрумяненной» поэзииво имя торжества какого-то нового возродившегося стиха, который, быть может, ещё и не возродился, на приход его несомненно откуда-то снизов в народных, из источника народной песни. Недаром и многие стихотворения сборника «Пред зарею» написаны от этой «песенной школы».Внутренним огнем согреты и большинство стихотворений в рассматриваемом нами сборнике. 

Что-то новое,степное,горное, деревенское вывели поэты сборника «пред зарею» в своих стихотворениях. Н.М.Горьева, например, о городе поёт:

Бегут трамваи, звенят, грохочут,
Мелькают люди. Их много, много!
Асфальт размякший их ноги топчут.
И лица серы. И жизнь убога. 
От далей светлых, полей широких
Отгородили их степи, ставни.
Им чужд, не нужен простор далекий.
Их выпил город. Их съели камни.
 
Зачем им небо? Есть илльюзоны,
И даже сад есть с открытой сценой… 

За последние годы очень много писалось о «городской» поэзии, и она несомненно есть уже,окрепшая,сложившая свою напевность и даже отразившаяся на напевности фабрично-заводских частушек и на тех стихотворениях поэтов – рабочих, которые появились на столбцах рабочих газет и журналов. Но и многомиллионная провинция и деревня, очевидно, выдвигает своих новых певцов с новым стихом, и городская демократия,«обитатели всевозможных хуторов, железнодорожных станций,слобод и местечек»пошлет в сторону «большой» литературы своих пионеров. Такими же пионерами, на наш взгляд, являются и участники сборника «Пред зарею». Вот почему, несмотря на свою скромность в литературном смысле, мы все же останавливаем на нём внимание читателя.Необходимо поддержать эти начинающие силы литературной провинции. Пусть эти силы пока еще слабы. но мы верим, что они окрепнут и выявят себя в недалеком будущем, когда вся наша жизнь обновится. 

В.Брусянин, журнал «Современный мир», октябрь 1915 г.

27

28

29

30

31

32

33