«Началась наша работа на заводе №88. Меня назначили рядовым конструктором. Вскоре начали комплектовать группы специалистов – по 20-30 человек и самолетами направляли в Германию, по различным городам , где шло или изготовление, или испытание ракетной техники.

В конце июня и нашу группу посадили в самолет, и мы полетели в Берлин. Зоя Васильевна тоже была в этой группе.

Сразу после приезда нас собрал Сергей Павлович Королев и распределил кого куда. Я с женой попал в Нордхаузен и начал работать рядовым конструктором в группе двигателистов, у Глушко. Но мы подчинялись и Королеву и Пилюгину, и другим – в зависимости от того, кто чем занимался.

В свободное время гуляли, ездили, смотрели. Тюрингию всю проехали. В Лейпциг ездили, на поиски документации и специалистов; там жили два или три дня.

Я был категорически против того, чтобы учить немецкий язык, и считал, что немцы должны понимать русский. И не выучил ни одного слова. Другие много слов выучили, а я нет. И обходился. Они все отлично понимали.

В Нордхаузене я чуть не погиб: сел на мотоцикл, разогнался, а улица шла под горку. А внизу – трамвайная линия. Я на спуске упал, покатился и чуть под трамвай не попал.Хорошо, как-то трамвай успел проскочить.

За полгода в Германии мы ни разу не фотографировались, ни одного снимка нет. Есть только маленькая фотокарточка на паспорт.

Немцы поражение в войне приняли, как положено, достойно. Очень хорошо к нам относились. Мы же были первые гражданские, которые появились в Бляйхероде в июне 1946 года.

Когда я увидел Фау-2, никаких особых эмоций она у меня не вызвала - так, железка и железка.

Мне поручили заниматься пневмогидросхемами, двигательными установками Фау-2. Начальником был Кашо, я у него был замом. Под его руководством было составлено первое описание пневмогидросистемы Фау-2».

//Воспоминания Дмитрия Ильича из книги В.Полетаевой «Звездное начало»

5