Тетеревенко Н.Н.
TeterevenkoN.N.
Главный хранитель музейных предметов
МКУК ТГП ТР «Тихорецкий историко-
краеведческого музей».
ЦЕНЗУРОЙ НЕ ПРОВЕРЕНО.О фронтовом фольклоре и малоизвестных песенных текстах из фронтовых дневников, записных книжек.
NOT CENCORED. About front-line folklore and little-known song texts from front-line diares, notebooks.
В статье исследуется содержание малоизвестных и редких документов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: фронтовые дневники, записные книжки солдат и младших офицеров, определена историческая значимость этих документов. Проведен краткий историографический обзор исследуемой темы.
The article examines the content of little-known and rare documents of the Great Patriotic War of 1941-1945: front diares, notebooks of soldiers and junior officers, the historical significance of these documents is determined. A brief historiographic review of the topic under study is carried out.
Фонды музея, фронтовые дневники и записные книжки, фронтовой фольклор,
малоизвестные тексты песен и стихов военных лет.
Museum funds, front-line diaries and notebooks, front-line folklore, little-known texts of songs and poems of the war years.
В фондах Тихорецкого историко-краеведческого музея хранится пожелтевшаятетрадка времен Великой Отечественной войны 1941-1945гг под названием «Жизнь фронтовика» [1]. На 18 потрепанных листах записаны тексты 35 фронтовых песен (15) и стихов(20). Автор не подписался, а документ попал в музей из ранних поступлений. Неизвестный воин вносил в тетрадку понравившиеся песни и стихи. Эта сокровенная тетрадь хранит редкие, малоизвестные тексты произведенийвоенных лет. Так случилось, что в моем семейном архиве тоже есть подобный документ, записная книжка[2] деда, начатая в августе 1943 года, когда старший лейтенант 393 Новороссийского батальона морской пехоты Тетеревенко Н.Н. (1909-1944) попал после ранения в госпиталь и начал записывать песни и стихи. В
2
записной книжке на 28 страничках записано 18 текстов песен (12) и стихов (6) военных лет. В ходе сравнения текстов выявил интересную деталь- тексты трех песен: «Моя любимая» или «Я уходил тогда в поход», «Моряк Черноморского флота», «Темная ночь (с измененным текстом)» были в обоих документах. Значит, это были очень популярные и значимые для фронтовиков тексты.
Вот что об этом явлении в книге «Обоях-пожарищах» [3, с.5] говорил
бывший фронтовик, кандидат филологических наук Лебедев П.Ф.: «Одно из интереснейших, и вместе с тем одно из самых малоисследованных явлений той эпохи- многогранное народное творчество, в частности – фронтовые и партизанские песни...Песни вдохновляли бойца на подвиг, укрепляли его мужество в бою, помогали в борьбе со смертью».Не раз уже слышал высказывание, что «главная книга о Великой Отечественной войне еще не написана, так как многие архивы еще не открыты... И главная книга об Отечественной войне 1812 года- «Война и мир» была написана спустя 60 лет после ее окончания». [4].Может именно поэтому, по прошествии уже более 75 лет после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нам все также интересны новые материалы, документы, раскрывающие жизнь наших героев на той войне.
В ходе исследования выяснилось, что по данной теме уже существуют серьезные работы. В частности, назову книгу:«Много писать мне мешали бои... : фронтовые записи 1941-1945 гг. / [сост.: А. П. Минаева, О. Р. Николаев] Москва : Новое издательство,2005.[5].Авторы проанализировали тему русского фольклора фронтовиков на примере фронтовых дневников, записных книжек. Раньше наши представления о Великой Отечественной войне в основном формировались из источников средств массовой информации: народный подвиг описывали газеты, радио и телевидение. В последнее время общество осознало, что войну выиграли люди и каждый солдат в отдельности. Сохранившиеся источники: дневники, записные книжки открывают новый, яркий и разнообразный мир бытовой письменности военного времени.
3
Представленные документы стали той нишей, где разместилась русская народная культура в ее лучших проявлениях, иногда в противовес официальной пропаганде. Вот как об этом говорил наш земляк, писатель Аркадий Первенцев в своих дневниках военных лет: «Я понял всю нелепость нашей художественной пропаганды. Мы всячески напичкиваем людей тяжелой, угнетающей дух пропагандой, а мы должны веселить дух, а утяжелиться он сумеет сражениями, делами этого сурового времени...» [6, с.81].От дневников наших мужественных воинов передается жизненный задор, необыкновенное чувство юмора, любовь к жизни, все то, что помогало им выживать в нечеловеческих условиях войны. Исследователями верно подмечено, что местами, где создавались дневники, записи стихов и песен часто становились госпитали, запасные полки.Cуверенностью можно предполагать, что нет ни одного одинакового содержания дневника и записной книжки, сохранившихся в музеях и семейных архивах.
В советское время при публикации личных документов господствовал идеологический принцип подбора материалов: после того как идеологическая цензура ушла в прошлое, подборка письменных источников проводилась на других основаниях: издавались дневники замечательных людей, мемуары известных полководцев, печатались письма с фронта. Чаще всего в поле зрения исследователей и издателей попадали записи, соответствующие нормам русского литературного языка, обладающие бесспорными художественными достоинствами. Малограмотные, трудночитаемые, полные диалектизмов и просторечных выражений солдатские блокноты, исписанные текстами жестоких романсов, стихами собственного сочинения, выписками из газет и листовок, часто не замечались.
В 1980-1990-е гг. было популярно чтение мемуаров полководцев Великой Отечественной войны. На рубеже 1990-х и 2000-х вышли первые публикации дневниковых записей младших офицеров и простых солдат. К сожалению, за 75 послевоенных лет огромный массив фронтовой
4
письменности был утрачен безвозвратно. Блокноты показывают, как и какие виды словесности бытовали на фронте. В них совмещаются песни старого репертуара (жестокие романсы и песни литературного происхождения), популярные авторские песни советской эпохи, формы самодеятельной фронтовой поэзии, военные переделки как старинных, так и современных песен. Переписывание песен, судя по всему, было широко распространено на
фронте. [7]
Ниже привожу стихотворение неизвестного автора из записной книжки Тетеревенко Н.Н. (тексты публикуются в авторском исполнении).
Последний денек!
Последний денек находишься дома
Белье в чемодан собирай
Спокоен и точен приход в военком
Прощай дорогая прощай
Ты будешь со мной,
Ты будешь мне сниться
Одна проведешь ты года
Чтоб сердце твое
Чтобы наши границы
Не трогал никто никогда
По листьям осенним, до парка Культуры
Ко мне ты прийти обещала
Сегодня мне грустно и радостно Аня
Прощай дорогая прощай.
Мы едим, мы едим
Мы едим далеко, кругом неизведанный край
Сурово дымятся походные кухни
Прощай дорогая прощай.
Последний день ты находишься дома
5
Белье в чемодан собирай.
Спокоен и точен приход в военкоме
Прощай дорогая прощай.
Исследователей фольклора Великой Отечественной войны всегда в большей степени интересовали переделки широко распространенных песен. В
интернет-пространстве находится немало интересных авторских исследований, посвященных истории и превращениям одной песни: «Крутится вертится шар голубой», «Моя любимая», «Раскинулось море широко», «Темная ночь». [8]. Представляю песню «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца» (1943) с переделанным текстом, который есть в тетради «Жизнь фронтовика».
Темная ночь.
Темная ночь залегла над Москвой
В парк уходит последний трамвай
Звуки радио льются.
Темная ночь
Всех испортила женщин война
И типерь все другие слова
В этой песне поются.
Муж далеко
Не услышить не будеть он знать
И нельзя все от жизни не брать
Все что будет возможно.
Танцы вино
Маскировкой закрыто окно
А в квартире военных полно
От сержанта и выше.
Ты меня ждешь
6
А сама с лейтенантом живешь
И от детской кроватки тайком
Ты гулять убегаешь.
Конец. (подпись).
Продолжение (вариант) из записной книжки лейтенанта Тетеревенко Н.Н.
Темная ночь, дорогая я знаю не спишь
И с усатым майором вдвоем
Ты меня проклинаешь.
Ты меня ждешь, а сама ты с майором живешь
И от детской кроватки тайком
Ты в кино удираешь.
Темная ночь, как испортила женщин война
И поэтому в песне слова
По- другому поются.
Слова песни из записной книжки.
Моряк Черноморского флота. (Моряк из Одессы).
Я встретил его вблизи Одессы родной
Когда в бой пошла наша рота
Он шел впереди с автоматом в руках
Моряк Черноморского флота.
Он шел впереди и пример подавал
Он был уроженцем Ардынки
А ветер гулял за широкой спиной
И в лентах его бескозырки
Я видел его близ деревни одной
В той маленькой светленькой хатке
Лежал он на докторском белом столе
В защитном морфлотском бушлате.
7
Двенадцать ранений хирург насчитал
Две пули глубоко засели
А смелый моряк в тишине напевал
Раскинулось море широко.
А если ты доктор поедешь в Москву
Зайди ко мне на Ардынку
Жене передай мой прощальный привет
А сыну отдай бескозырку.
В тетради «Жизнь фронтовика» два раза повторяется шуточное стихотворение «Горячая любовь».
Цепью я буду окован
Ездить я к вам не смогу
Летать я к вам не сумею
Увидеть вас не смогу.
Юные годы настали
Время настало любви
А если хотите знать мое мненье
Слева заглавные буквы прочти.
Небольшой объем работы не позволяет привести больше текстов стихов и песен. Среди произведений встречаются неизвестные авторы, а также узнаваемые стихи и песни на слова М. Исаковского, С.Есенина. Все эти тексты, выбранные из сокровищ народной культуры, укрепляли дух бойцов, которые хорошо представляли меру смертельной опасности на войне. Вынеся на своих плечах главную тяжесть войны с фашистской Германией и ее союзниками, сыграв решающую роль в достижении победы, советский народ заплатил за нее дорогую цену – свыше 26,6 миллионов погибших, большинство из которых было мирным населением.[9]. Если говорить о
8
возрасте павших воинов, то в основном это самые молодые и дееспособные люди. Так, 74% из 8,7 млн. погибших, умерших от ран и болезней, не вернувшихся из плена- это военнослужащие от 19 до 35 лет, возраст остальных 2253800 человек колеблется от 36 лет до 51 года и старше. [10, с.286].
В заключение приведу строки из стихотворения Михаила Исаковского[11], чьи стихи так нравились фронтовикам.
Здесь похоронен красноармеец.
Куда б ни шел, ни ехал ты.
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух.
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
1942.
9
Примечания.
[1] Фонды Тихорецкого историко-краеведческого музея.
[2] Семейный архив Тетеревенко Н.Н.Старший лейтенант Тетеревенко Николай Николаевич (1909-1944). Парторг 393 отдельного Новороссийского батальона морской пехоты. Был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Великой Отечественной войны II степени. Погиб 2 сентября 1944 года под Румынией.
[3] О боях-пожарищах. Фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет. Краснодарское издательство, 1983. с.5.
[4] Парламентская газета. 13 мая 2015 г. «Час заявлений». Валерий Черешнев – Глава Думского Комитета по науке и наукоемким технологиям.
[5]https://search.rsl.ru/ru/record/01006627437. Российская Государственная библиотека. [Электронный ресурс] «Много писать мне мешали бои...: фронтовые записи 1941-1945 гг. / [сост.: А. П. Минаева, О. Р. Николаев] Москва : Новое издательство,2005
[6] Аркадий Первенцев. Дневники. 1941-1945. Москва. «Вече». 2011. с.81.
[7]https://topreading.ru/bookread/116568
[8] culture.ru>poems...krutitsya-vertitsya-shar-goluboi ; https://Lera-KomorLivejornal.com/1451594.html. Песня моя любимая. ; https://shiznteatr.mirtesen.ru/blog/43913579392/istoriya-odnoy-pesni. Raskinulos-more-shiroko. Моряк из Одессы. ; https://www.liveinternet.ru/users/irrena/post341462647 песня Темная ночь.
[9]https:/encyclopedia.mil.ru/Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Фундаментальный многотомный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Том 5. Победный финал.
[10] Великая Отечественная война 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4-х книгах. М., «Наука», 1999. с.286.
[11] Фонды музея. Книга. «Ты по стране идешь...» Избранные стихи и песни. Михаил Исаковский. «Советский писатель». Москва. 1964 год. На титульном листе надпись: «Народному музею в г. Тихорецке- от автора. 28.01.65».