В 1915 году в Петрограде типографии на улице Знаменской, 27 „Электро-Типография Н. Я. Стойковой" был издан «Спутник пассажира по Владикавказской железной дороге и прилегающей к ней части Северного Кавказа». Итак, что мог узнать пассажир, оказавшись на станции Тихорецкой, пока происходила смена паровозов и кондукторских бригад? Пассажиры здесь могли отдохнуть в течение примерно получаса…

«Станция Тихорецкая. Очень важный железнодорожный узел: место ответвления от двух весьма важных линий – на Новороссийск и на Царицын. Станция и разные устройства, сделанные на ее территории, образуют целый город с 10.000 с лишком постоянных жителей, то есть служащих и их семей. Длина территории 3 версты, разъездных и подъездных путей 43 версты. В поселке 15 мощеных улиц, освещаемых керосинокалильными и обыкновенными фонарями с бетонными или асфальтовыми тротуарами. Для постоянных жителей, служащих дороги, выстроены 164 жилых дома с садиками, а для отдыха временно приезжающих с поездами кондукторских и паровозных бригад – два особых здания. Дорога содержит два двухклассных училища, мужское и женское, помещающихся в собственных домах. В центре станционной территории построена в 1908 году церковь на 1260 чел. и при ней дом для церковной школы. Постройка сделана на добровольные отчисления служащих и на пожертвования. Не забыты и хорошо удовлетворены потребности в разумных развлечениях, для чего существует железнодорожное общественное собрание, сад и построен целый ряд зданий – между прочим, двухэтажный клуб с концертным залом и сценой, библиотека – читальня, здание электробиографа. Для удешевления жизни в поселке заведены лавка общества потребителей, хлебопекарня и два коровника на 52 стойла с сеновалами для коров служащих. Главные интересы черноземной равнины между Тихорецкой и Кавказской станциями состоят в возможно большем сборе хлеба, подвозке его гужем к станциям железной дороги и возможно лучшем хранении его впредь до отправки к местам окончательных назначений для сбыта.

35

36

37

38

39

40

41

42

43