18 февраля 1900 года во время освящения мастерских около двухсот рабочих разгромили гостиницу, в которой находилась администрация станции Тихорецкой Владикавказской железной дороги. Из протокола полицейского урядника хутора Тихорецкого Колядинского от 19 февраля мы узнаем о том, что «администрация станции Тихорецкой, посвящая вновь устроенные мастерские, дала угощение мастеровым, которые после этого ворвались в гостиницу, содержимую в хуторе Тихорецком крестьянином области войска Донского Ростовского округа Сергеем Таратыновым, начали производить беспорядки… разгромом гостиницы ему причинен следующий убыток: похищено из кассы – 660 руб., разбито 15 окон с рамами, одна дверь, мебели на 150 руб., посуды чайной и столовой на 250 руб., разломан буфет со стойкой, поломан самовар, поломана изгородь, похищено двое часов, а всего причинено убытков на сумму 5750 руб.». Местная полиция была не в силах за малочисленностью предотвратить разгром, жандармская полиция вовсе оказать содействие отказалась. Виновным в этих беспорядках содержатель гостиницы тем не менее признал администрацию, которая «дала свободу мастеровым делать, что они пожелают».
Несмотря на стихийный характер выступления «мастеровых людей» причины для такого необычного выражения протеста все же были - крайне низкая заработная плата и тяжелые условия труда. При всей своей малозначительности это событие возвестило о рождении тихорецких пролетариев.
Еще летом 1886 года в Екатеринодаре возник кружок среди рабочих, которые строили железнодорожную ветку Екатеринодар – Тихорецкая. Убеждения членов кружка представляли смесь различных идейных взглядов, но их объединяло стремление к борьбе против эксплуататорского строя. Этот кружок не мог не оказать влияния и на тихорецких железнодорожников. Он способствовал приобщению передовых рабочих станции Тихорецкой к марксисткой идеологии... Среди социалистов были участники первых классовых стычек с буржуазией. Это они - первые социал-демократы - сумели рассказать о выступлении рабочих в мае 1902 года. Летом того года ленинская «Искра» несколько раз упоминала о тихорецких событиях, подчеркивая важное их значение для организации классовой борьбы пролетариата. Поводом послужило жестокое надругательство жандармов над Татьяной Золотовой. Когда были установлены признаки насильственного отравления девушки, содержавшейся в жандармском участке, толпа людей ринулась на конных казаков, оцепивших кладбище, разогнала и двинулась в хуторское правление, учинив там погром. В одной из своих статей «Искра» писала: «Этот непосредственный и немедленный протест рабочих против гнуснейшей местной жизни захолустья заслуживает особого внимания».
Постепенно тихорецкие рабочие переходят от стихийных выступлений к сознательной политической борьбе - железная дорога связала их с ростовскими революционерами. Начавшаяся 2 ноября 1902 года из-за увольнения группы рабочих в главных мастерских Владикавказской железной дороги всеобщая стачка в Ростове явилась выдающимся событием в жизни страны. А уже 15 ноября в 8 часов утра деповские гудки возвестили к рабочим мастерских станции Тихорецкой о прекращении работы. На митинге у главной конторы прозвучали уже вполне определенные требования: повысить жалование, уволить двух мастеров за грубое отношение к рабочим, прекратить вычеты за поломку инструментов, распространить на рабочих те же правила и пособия, которыми пользовались служащие казенных железных дорог. Вскоре стачку остановили жандармы и прибывшие из Екатеринодара и Анапы специальные казачьи сотни. В ход были пущены нагайки, а потом и винтовки.
Узловая железнодорожная станция Тихорецкая после выступлений 1902 года получила общероссийскую известность и стала символом классовой борьбы пролетариата и буржуазии.
Директор МКУК ТГП ТР "Тихорецкий историко-краеведческий музей" А.Н.Жидков