Имя Павла Петровича Кучеренко имеет свой вес в новой – советской – истории нашего города. В 1907 году начал работать подручным котельщика в Тихорецких паровозоремонтных мастерских, в 17-м вступил в партию большевиков, в 20-м член ВЧК по борьбе с бандитизмом, саботажем и спекуляцией, первый комиссар Мастерских. Человек незаурядный. Из Тихорецка ему в Москву друзья – комсомольцы отправляли продовольственные посылки. Там Кучеренко окончил рабфак, поступил на строительный факультет искусственных сооружений Московского института инженеров железнодорожного транспорта. С 1931 по 1937 годы работал на строительстве первой и второй очередей Московского метрополитена, до метро руководил постройкой крупных железнодорожных мостов через реки Днепр, Волгу, Оку, а в качестве председателя Правительственной комиссии принимал в эксплуатацию и мосты через Москва – реку. До войны был уже зам. наркома путей сообщения по строительству. В Москве всегда принимал земляков из Тихорецка, это именно он выхлопотал разрешение наркома на строительство клуба для железнодорожников (современный Городской Дворец культуры г. Тихорецка) и курировал проектирование дворца в Харьковском институте инженеров транспорта.

Из воспоминаний:

«Уходя, белогвардейцы старались как можно больше уничтожить оборудования, станков, паровозов, вагонов, а также разрушить здания и водоснабжение, особенно в депо и мастерских. Взорвали поворотные круги, уничтожили инструмент и инвентарь. После освобождения станции Тихорецкая перед нами встала задача наладить производство, обеспечить рабочих работой, наладить движение поездов со всех четырёх направлений. Все эти вопросы легли в основу работы партийной организации станции Тихорецкая. В депо и на заводе были созданы партийные ячейки и назначены политические комиссары… В это время производительность труда и дисциплина на заводе и в депо были очень низкими. Некоторые рабочие занимались изготовлением зажигалок, примусов и кружек из артиллерийских снарядов и обменивали их на рынках на продукты. Часть хороших мастеров ушли в станицы. Рабочих рук явно было мало. Оставшиеся норм не выполняли, да и норм-то не было никаких. Старые нормы выработки не подходили к новым условиям, а новых установлено еще не было. Вот всеми этими вопросами парторганизация и профсоюзы вместе и занялись.

Прежде всего проводили совещания рабочих в цехах завода и депо и на этих собраниях докладывали о положении на заводе, намечали конкретные мероприятия, устанавливали вместе с рабочими разряды и нормы выработки. В общей своей массе большинство тихорецким рабочих были сознательными и революционными, выступали на собраниях и клеймили позором разгильдяев. Так вот день за днем шла работа. План стали выполнять. Если раньше делали среднего ремонта два-три паровоза, то стали делать пять паровозов, и жизнь на заводе пошла веселей. На завод поступало много товарных вагонов с разными материалами для ремонта паровозов. Рабочих для их разгрузки не хватало, а вагоны с грузом долго задерживать нельзя было, поэтому были организованы субботники. Такие субботники проводились по мере накопления вагонов. Абсолютное большинство рабочих к субботникам относились с любовью, работали с революционными песнями. 1920 год был годом подъема на заводе…

В 1921 году страну постигла беда. Почти все Поволжье, районы Дона и часть Кубани захватила сильная засуха. В поле погиби травы, посевы. Скотина, кошки, собаки – все было съеден голодающими. Тихорецкая также попала в зону засухи и, кроме того, через Тихорецкую шли потоки голодающих с Поволжья туда, где засухи не было. Люди ехали на крышах вагонов, на тормозных площадках, в пути от истощения умирали, а в Тихорецкой их трупы снимали с вагонов и хоронили в братских могилах на кладбище. Рабочие завода и депо также голодали. Люди ходили как тени, но от станков не уходили. Часто обращались ко мне с вопросом: скоро ли придёт мука для рабочих? Я просиживал сутками у телеграфных аппаратов. Докладывал комиссару дороги Безруких о положении в узле и просил ускорить высылку продовольствия, мне отвечали, что по прибытии в Новороссийск парохода «Ара» с мукой в первую очередь будет отгружено для Тихорецкой несколько вагонов, беда была в том, что пароход еще где-то болтался в водах океана.

Начальником дороги в то время был Марков С.Д., старый член партии с 1903 года. К тихорецким и ростовским рабочим он относился с уважением и оказывал всяческую помощь. Во время моего доклада он просил передать рабочим, что в ближайшее время – два-три дня – будет оказана помощь, что пусть продержатся это время какими-угодно возможностями, все мы живем и проживаем эти трудности вместе… Я смотрел на этих тружеников с болью в душе. Ведь мы вместе стояли за одним верстаком, работали в одном цехе. Я сам получал паек – несколько кусков жмыха из льна и подсолнуха, которые мочили и ели вместо хлеба. Эсеры и меньшевики на голоде рабочих устраивали провокации. Однажды на одном из собраний в цехе завода стали выкрикивать, что мы, мол, голодаем, а комиссары обжираются. После одного из таких заявлений я сказал, что вот сейчас я нахожусь здесь на заводе, предупредить домашних не могу, давайте, выдвигайте с этого собрания трех товарищей, пусть пойдут ко мне домой и проверят, чем питаюсь я и мой семья. Так и сделали, выбрали троих рабочих, и они отправились ко мне на квартиру, а мы продолжали проводить собрание. К Концу собрания комиссия возвратилась и доложила, что в моей квартире мать, жена и сынишка сидели и грызли макуху, а при осмотре квартиры никаких продуктов не обнаружено. Так были разоблачены провокаторы, но они это предвидели и постарались раньше уйти с собрания. Через несколько дней в адрес Тихорецка пришло несколько вагонов белой муки, которую раздали рабочим по установленной норме. Острота голода была смягчена.» 18.V/1962 г.

Комментарий к фото

фото1. Павел Кучеренко в 1920 году первый политический комиссар паровозоремонтных мастерских (ныне машиностроительный завод им. В.Воровского)

фото2. В 1943 году Кучеренко начальник Главного управления военно – восстановительных работ Наркомата путей сообщения

фото3. Правительственный акт о приемке москворецких мостов и Крестовских путепроводов по Ярославскому шоссе в Москве от 1938 г.

фото4. Подписи членов правительственной комиссии, председатель комиссии – П.П.Кучеренко

фото5. Семья Павла Петровича Кучеренко: жена Ульяна Потаповна и сын Николай Павлович, 1930 –е годы, г. Москва

25

26

27

28

29