Российская государственная система учреждений призрения (то есть социальной помощи нуждающимся) и образования детей-сирот формировалась в течение столетий. Еще при Иване Грозном открывались сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. По указу Петра Первого в 1715 году предписывалось устраивать «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены». В таких «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев - изначально в России приюты для детей – сирот открывались для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства. Во времена Екатерины Великой дело устройства детей-сирот было продолжено. «Ослабленных и больных детей» отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины. С 1864 года государственное призрение осуществлялось не только в столичных и губернских воспитательных домах, а также земствами на местах. Большое количество приютов для детей – сирот было создано и на частные средства, с призрением в России были связаны имена известных государственных деятелей и педагогов.

            В годы советской власти сиротские учреждения претерпели серьезные изменения, но все жизни миллионов детей в тяжелые для страны времена были спасены. В 20-30 годах ХХ века беспризорность и сиротство на Кубани приобрело угрожающие масштабы. Узловые железнодорожные станции были переполнены беспризорниками. Для ликвидации последствий голода в 1922 году на станции Тихорецкой были открыты Дом младенца и детский приют. //фото 1. группа дошкольников тихорецкого детского приюта, 1922 г.

            Наши краеведческие поиски уводят нас на городскую улицу Кирова. По воспоминаниям учителя СОШ №1 Елены Александровны Аксеновой детский приют размещался в здании современной первой городской школы, многие жители помнят об этом. 7 марта 1947 в этом здании была открыта школа № 28. Сегодня на этой улице среди дореволюционных построек стоят здания 1950-х годов, напоминающие о жестоких авианалетах немецких летчиков. Жилой фонд в этой части города в годы войны значительно пострадал – рядом была железнодорожная станция. Возможно, где – то здесь, на этой улице, и располагался сиротский приют имени Печковского…//фото 2. городская школа № 28 с 1947 года

            К началу двадцатого столетия протяженность Владикавказской железной дороги достигла 2300 верст. Это была огромная сеть железнодорожных артерий от Черного моря до Каспия, от излучины Дона до предгорий Кавказа. Более 40 тысяч работников проживали в основном в железнодорожных поселках и путевых домах, разбросанных по всей линии, как правило, на удалении от крупных населенных пунктов. По этой причине большинство детей железнодорожников нигде не учились. Правление акционерного общества Владикавказской дороги понимало проблему и за счет собственных средств строило ведомственные школы на крупных станциях. В канун 1917 года по числу ведомственных школ и вообще постановке учебно-воспитательного дела Владикавказская дорога считалась одной из лучших в России. //фото 3. попечители образовательных учреждений Владикавказской железной дороги, фото дореволюционное

            1 июля 1910 года на станции Тихорецкая открылся сиротский приют для призрения и воспитания детей служащих и бывших работников железной дороги. Для этих целей на станции Тихорецкой было приспособлено 2-х этажное здание площадью 185,94 кв. саженей, стоимостью 25000 руб. В этот дом полагалось принимать неимущих сирот в возрасте от 5 до 12 лет. Воспитанники обучались различным прикладным предметам, умению заниматься огородом, пчелами и прочим. В приюте действовал строгий режим дня и расписание. В воскресенье обязательным было посещение церкви.

            Адрес-Календарь служащих Владикавказской железной дороги сохранил для нас имена первых заведующих, учителей и персонала приюта. Заведовал приютом Яков Галактионович Щегловитый, его помощницей была Татьяна Исааковна Щегловитая, канцелярией заведовала Анастасия Исааковна Васюра, а преподавателем сапожного дела работал Петр Павлович Поволоцкий.

            В сентябре 1911 г. сиротский приют был передан в ведение Общества просвещения служащих Владикавказской железной дороги, во главе которого стоял Владимир Николаевич Печковский. А еще через год - в ознаменование многолетних особых забот о сиротах - Общество просвещения служащих постановило назвать тихорецкий сиротский приют именем Печковского и открыло подписку на образование капитала его имени. Первоначальный капитал ежегодно должен был увеличиваться в течение 12 лет существования Общества, пока не возрастет до полного обеспечения приюта. Проценты с капитала выдавались сиротам, выходящим из приюта в первое время по выбытии из него. К осени 1912 года сирот в приюте было до 100 детей. Содержание десяти сирот в 1912-13 учебном году взял на себя лично Печковский.

            Так кто же он, Владимир Николаевич Печковский?! Родился в 1846 году в семье полковника генерального штаба, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. На разных должностях в течение 25 лет он служил в акционерном обществе Владикавказской дороги. В это время дорога вошла в число наиболее успешных и рентабельных железнодорожных предприятий страны. Владимир Николаевич владел обширными знаниями, пользовался авторитетом в деловых кругах, в правительстве и у железнодорожников. //фото 4. Владимир Николаевич Печковский. Талантливый железнодорожный инженер, руководитель, меценат.

            22 января 1916 года Тихорецкий сиротский приют имени Печковского посетил Его Превосходительство Попечитель Кавказского Учебного Округа Николай Федорович Рудольф в сопровождении помощника заведующего Учебной Частью Владикавказской железной дороги А. И. Ляуданского. В книге Почетных посетителей приюта он оставил следующую запись: «…в совместной работе своей с Управлением Владикавказской железной дороги по насаждению редких рассадников просвещения для детей служащих я всегда получал нравственное удовлетворение по той отзывчивости, с которой лица, стоящие во главе Управления и Правления дороги, идут навстречу всем просветительным задачам. Организация же приюта для осиротевших, устроенного по инициативе главы дороги Владимира Николаевича Печковского, является примером, достойным подражания и заслуживающим особого внимания».         

            После революции детский приют продолжил свою работу, а в годы Великой Отечественной войны на его базе был открыт детский дом для детей железнодорожников, погибших на фронте. С тихорецким детским домом связано имя Героя Советского Союза Григория Яковлевича Андрющенко, командира танковой бригады, участника обороны Ленинграда и Курской битвы. Родился в семье железнодорожного машиниста на Ставрополь, рано оставшись без родителей (отец умер, когда Григорию было 8 лет, через год умерла мать), воспитывался в сиротском приюте на станции Тихорецкая. //фото 5. Герой Советского Союза Григорий Яковлевич Андрющенко

Научный сотрудник О.В.Кулеш

1

2

3

4

5