В музее в отдельном фондовом деле собраны письма, открытки, фотографии необычной переписки. Адресаты директора народного музея Г.А.Дзекуна – Иван Степанович Молодцов и Нина Михайловна Федорова, чья дружба к тому времени длилась пятьдесят с лишним лет! Все началось 110 лет назад. Уроженец станицы Архангельской Иван Степанович Молодцов задумал и напечатал литературный сборник «Вокруг жизни», собравший произведения никому неизвестных авторов необъятной Российской империи. Нина Михайловна – один из тех авторов.

Удивительное дело, была у рядового телеграфиста Владикавказской железной дороги Молодцова тяга к литературному творчеству. Писал он статьи в журналы, даже небольшие сценические произведения, по которым ставил спектакли для станичников. Много читал, о многом размышлял, наблюдая станционный быт. Словом, искал свое предназначение: «Я задумался над смыслом жизни особенно остро после прочтения книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» … Не могу утверждать, что я правильно понял Ренана… Я пережил глубокое раздвоение собственной личности от веры к неверию… очевидно, вопиющее противоречие между христианским учением и действительностью не могло удовлетворить беспокойного парня. Так в исканиях ответов на «проклятые» вопросы жизни длился порядочный и трудный период моей жизни». Молодцов в ту пору – натура ранимая и увлеченная. На душе смятение и безысходность. Однажды он отважился направить письмо великому Льву Толстому, которого боготворил. Как набат, звучал тогда голос писателя по всей стране. Первую русскую революцию 1905 – 1907 гг. сменила реакционная политика российского правительства. После прочтения в газете «Русь» сообщения о смертных казнях, Толстой был потрясен: «Это (смертные казни) так мучает меня, что я не могу быть спокоен, пока не выскажу всех тех чувств, которые во мне это вызывает».

Вскоре Молодцов узнает о вышедшем в декабре 1909 г. первом номере журнала «Жизнь для всех». Редактором журнала был известный общественный деятель того времени В.А.Поссе, который и сам пребывал в глубоком чувстве восхищения гениальным писателем. Помимо именитых авторов, критиков и историков, журнал получал корреспонденцию и от начинающих литераторов из рабочей и крестьянской среды. Молодцов понял, что не может остаться в стороне: «Поводом к этому послужило одно обстоятельство. Как-то В.А.Поссе пожаловался в одной из своих бесед в журнале, что многие рукописи по причинам нехватки места или по цензурным соображениям не используются, возвращаются авторам». Тогда-то Молодцов и обратился через журнал ко всем неизвестным авторам. Неопубликованные произведения полетели на станцию Малороссийскую. И вот теперь уже «разбуженный прогрессивными идеями» Молодцов и поддерживаемый своим товарищем по службе Дмитрием Слепенко устремляются на хутор Тихорецкий в типографию «Прогресс». Собранные ими скудные денежные средства и предприимчивость владельца типографии Скогорева увенчали этот смелый план успехом. Так вышел из печати в 1912 году литературный сборник «Вокруг жизни». 600 уникальных экземпляров! Между прочим, неслыханный случай в истории Кубанской области. И хоть этой работой друзья навлекли на себя негласный надзор жандармерии, но уже много позже Иван Степанович написал в письме: «…Радует то, что взошли новые всходы, выросло новое могучее поколение, которое выше нас, сильнее нас, разумнее нас!.. И.С.Молодцов, 17.X-1962 г., Кропоткин».

Нина Михайловна Федорова вспоминала: «Я впервые познакомилась с Молодцовым в 1911 году. Это были глухие, чёрные годы реакции после разгрома революции 1905 года. Я училась в это трудное время в Москве, на высших женских курсах Герье. Студенчество тяжело переживало крушение революции. Молодёжь, кроме «белоподкладочников», ненавидела царизм. Мы совсем юными глотнули в 1905 году воздуха свободы: участвовали в незабываемых похоронах Баумана, в «Организации учащихся средних учебных заведений», имели устав её, напечатанный в типографии, избрали делегатов в свой комитет, я тоже была делегаткой от гимназии и помню, какой у нас у всех был подъём в те месяцы. Мы пережили декабрьское вооруженное восстание, видели баррикады на улицах Москвы. И после всего этого «Гайда, тройка! Снег пушистый…», Вяльцева, цыганщина, маскарады и прочая «культура» с одной стороны, а с другой – мы это знали – повешенные в участковых полицейских домах, аресты, ссылки. В литературе Арцыбашев, Сологуб, Мережковский, в живописи – «Бубновой валет» и прочее. Был жив и сказал своё «Не могу молчать» Л.Н.Толстой, писали Горький, Куприн, Бунин, артисты читали с эстрады «Буревестника», ставил свои спектакли Художественный театр. Партия Ленина была в глубоком подполье и её голос в массе до нас не доходил, а среди студенчества орудовали провокаторы, заманивая в кружки эсеров, что нередко кончалось арестами поверивших в «Народную волю». Душно жилось, и молодёжь ждала, скоро ли «грянет буря» …

В 1910 году Федорова среди слушателей Пречистенских вечерних курсов для рабочих, спустя год уехала к мужу в Одессу, где поступила на педагогические курсы при Одесском учебном округе. Там, в Одессе, купила как-то в киоске журнал «Жизнь для всех»: «Прочла – и словно свежим ветром подуло. Стала и сама писать в журнал под псевдонимом «Н.Горьева»… Особенно дорожила я в журнале отделом «Товарищеская беседа». Подписчики были все как бы членами одного общества. Свои письма в журнал присылал и Иван Степанович Молодцов. Там я прочла его предложение молодым авторам совместно издать литературный сборник и откликнулась на него… Пусть несовершенны технически, наивны подчас по содержанию были наши литературные опыты, но одушевляло нас не желание попасть в писатели и тем придать себе какую-то цену… Спасибо Тихорецкому народному музею, что он хочет рассказать своим посетителям, о чем мечтали и чего искали в жизни пятьдесят с лишним лет назад обыкновенные, незаметные русские люди предреволюционной поры. Н.Фёдорова, 19.II-1963 г., Москва» 

А.Н.Жидков, директор Тихорецкого историко – краеведческого музея

Примечание: оригинальный текст письма Н.Федоровой, воспоминания И.Молодцова о жизни станционных телеграфистов и рецензия на второй литературный альманах «Пред зарею» (1914 г.), напечатанный на хуторе Тихорецком, по ссылке

Комментарий к фото:

фото1. Тот самый литературный сборник, напечатанный в тихорецкой хуторской типографии и ставший заметным явлением в литературной жизни Кубанской области в начале XX века.

41

42

Иван Степанович Молодцов, станция Тихорецкая, 1912 г.

43

Нина Михайловна Федорова, Одесса, 1911 г.

44

Учащиеся Пречистенских вечерних классов для рабочих в гостях у Л.Н.Толстого. 1910 г.