1 марта 1926 года постановлением Президиума ВЦИК хутор Тихорецкий был переименован в город Тихорецк. К 1926 году население достигло почти 20 тысяч человек против 2 тысяч проживавших в 1897 году. Хутор давно перерос свое административное название. Собственно, это обстоятельство Кубано – Черноморский облсиполком учел еще 8 августа 1922 года, когда хуторскому совету депутатов трудящихся присвоили права городского совета. Но теперь все было официально!

            О занятости населения Тихорецка в 20-х годах можно судить по следующим данным краевого справочника «Население и хозяйство Кубано – Черномосркой области» от 1924 г. Рабочих насчитывалось 2137 чел., железнодорожников – 474, металлистов – 938, технического персонала – 120, торговых служащих- - 99, культпросветработников – 69, медико – санитарных работников – 73. В статистике упоминаются и другие категории населения: существовали еще хозяева лавок и ремесленных заведений, рантье, личная прислуга и даже лица «свободной профессии».

            Первые месяцы возрожденной Советской власти в Тихорецке были заняты ликвидацией разрухи, укреплением государственных органов, переходом на мирную жизнь. Газета «Советский Юг» 7 октября 1920 г. писала: «К осени 1920 года в рабочих коллективах железнодорожного узла и мастерских возникла проблема жилья. Подходила зима, а многие рабочие семьи оставались без квартир. На собраниях принимались решения: помочь товарищам, оставшимся на зиму без жилья, построить для них новые дома. Управление железной дороги предоставило строительные материалы и несколько домов было построено».

            В начале 1920-х годов наряду с субботниками началось проведение различных «недель» - «Недели пахаря», «Недели ребенка», «Недели сухаря», «Дней ущемления буржуазии» и даже «Недели тары». Недели приносили огромную пользу, их значение было не ниже субботников. Как сообщала краснодарская газета «Красное Знамя» в июне 1921 года, «за «Неделю красного пахаря» на Тихорецком железнодорожном узле для нужд беднейших крестьян и казаков было изготовлено новых лемехов - 2476, чугунных деталей машин - 387, заготовлено гаек и болтов - 315, нарезано гаек - 2530, изготовлено зубьев и болтов для борон - 1740, грабель железных - 200. Рабочие собрали денег 54500 рублей. Все работы выполнялись в неурочное время. В благодарность за помощь крестьяне и казаки вспахали для железнодорожников 250 десятин земли под огороды».

            К моменту образования города (1926 г.) в районе, включая Тихорецк, имелись следующие государственные, учебные и медицинские учреждения: почтовых отделений и филиалов – 4, почтово – телеграфных агентств – 5, школ I ступени – 77, школ II ступени – 5, пунктов по ликвидации неграмотности – 41, детских учреждений – 1, школ профобразования – 1.врачебных участков – 9, больница на 50 коек – 1, фельдшерских пунктов – 4. Общественные организации предприятий и города решали проблемы здравоохранения, образования, благоустройства. видное место в этой работе занимали профсоюзы. Именно железнодорожному узловому профкому удалось решить проблемы водоснабжения населения и постройки железнодорожной больницы.

            В начале марта 1922 года на объединенном профсоюзном собрании железнодорожного узла был избран узловой комитет профсоюза. Несколько позже избрали первого на узле инспектора труда. Эту почетную и ответственную должность доверили котельщику паровозных мастерских У.Е.Гора. Вместе с санитарными врачами инспектор в первую очередь обратил внимание на печально известный старшим поколениям тихоречан «зеленый барак», заполненный сверх всяких норм больными. Деревянное здание барака являлось рассадником всевозможных болезней. Это «больничное учреждение» соорудили в годы гражданской войны - сюда отправляли больных не лечиться, а умирать. Вывод обследователей был таков: барак немедленно уничтожить, больных перевести в другие подходящие помещения. На первых порах удалось восстановить под больницу два разрушенных жилых дома. К концу двадцатых годов больницу построили.

            В те годы городское население очень страдало от желудочно-кишечных заболеваний. Причина крылась в плохом техническом состоянии водоснабжения и низком качестве самой воды (питьевая вода поступала из реки Челбас без соответствующей санитарной обработки). В 1921 году в Тихорецке была пробурена первая артезианская скважина. Вода оказалась отличной по качеству и идеальной по мягкости, поэтому руководство железной дороги немедленно переключило артскважину на снабжение паровозов. Тогда местные организации настояли на бурении второй скважины. Дебит воды значительно увеличился.

            20 –е – это время собраний, митингов, конференций. Население приучалось к новому образу жизни, к новым законам и правилам социалистического общежития. Вопросы обсуждались злободневные и неотложные, решения принимались и проводились в жизнь немедленно. Например, после ряда обсуждений местный отдел народного образования «принял действенные меры к борьбе с бичом пролетарского государства – неграмотностью. Мобилизованы преподавательские силы, изысканы помещения и готовится при ближайшем участии местного отделения Центропечати учебные пособия» («Красное знамя», 17 февраля 1921 г.). А вот партийная организация города насчитывала в 1921 году около 1500 коммунистов. Пока немного, комсомольцы и старшие партийцы развернули активную политическую и культурно – просветительскую работу в массах. Учреждения культпросвета готовили номера «живой газеты», концерты и спектакли. Результат был вполне ожидаемый. Райком партии открыл школу партийной грамотности. Наплыв в нее был очень велик, сразу же набралось три группы.

Директор МКУК ТГП ТР "Тихорецкий историко-краеведческий музей" А.Н.Жидков

Главный хранитель музейных предметов Н.Н.Тетеревенко// по материалам газет «Красное знамя» и «Советский юг» в 1920-х гг.

1

2

3

4

5

6

7

8