В конце 1881 года Наказной атаман Кубанского казачьего войска, начальник Кубанской области генерал-лейтенант Н.Кармалинв докладной записке на имя императора Александра III обосновал необходимость выхода железной дороги к Черному морю путем строительства ветви по хлебным кубанским районам. Вопрос о неотложности сооружения Новороссийской ветви Владикавказской железной дороги вполне разделял и министр путей сообщения К.Н.Посьет. В своем представлении № 8640 от 27 сентября 1884 года в Комитет министров Посьет отметил, что по результатам произведённых изысканий наиболее подходящим направлением для Новороссийской линии является направление от станции Тихорецкой, а отправляемые из юго-восточных черноземных губерний грузыполучат более удобный по сравнению с мелководным и замерзающим ростовским портом выход в Черное море.

Строительство ветки на Новороссийск началось в апреле 1885 года.Управление строительством находилось в Ростове-на-Дону, строительная база – в Тихорецкой. На сооружение всей линии от Тихорецкой до Новороссийска протяженностью 254 версты отводилось три с половиной года. С введением в строй железнодорожных магистралей возникло и невиданное ранее строительство железнодорожных станций, депо, пакгаузов, элеваторов.Технико – строительным комитетом Министерства внутренних дел на Тихорецкую был командирован выпускник Санкт - Петербургского Строительного училища Гражданский Инженер Брагин (1859 – 1898 гг.).Здесь, на протяжении 80-ти верст от станции Тихорецкой, им были произведены все гражданские постройки.Открытие железнодорожного участка от станции Тихорецкой до Екатеринодара состоялось 15 июля 1887 года. Впрочем, с апреля 1887 года Брагин строил уже казармы для 28-й артиллерийской бригады в городе Ковно.

В 1889 году Брагин перешел на службу во Владимирское губернское правление младшим архитектором и занимался строительством казенных зданий. В 1891 году он начинает строительство Успенского собора Всехсвятского женского монастыря в Шуе по собственному проекту. Он же автор церкви в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в городе Коврове.Сам архитектор Брагин не застал освящения возведенного тюремного храма - осенью 1897 году захворал психическим расстройством и 19 октября 1898 года скончался в городе Пскове 39 лет от роду. По мнению ряда исследователей здание бывшей церкви сегодня являет собой образчик сакрального зодчества конца XIXвека.

Нам же интересно имя Сергея Петровича Брагина в связи с установлением авторства архитектурных памятников в нашем городе. Пока можно осторожно связать имя Брагина со строительством в 1886 году каменного вокзального здания. К сожалению, сведения об архитекторе Брагине не позволяют подробно рассказать о его жизни, но нам известно, что поиски биографических справок продолжаются и на его родине.

…………………………………………………………………………………………………..

С созданием в 1880-е годы 3-го участка Владикавказской железной дороги на станции Тихорецкая вводится постоянная должность врача, а с развитием станционного поселка появляется уже и штат врачей. Труд рабочих на строительстве железной дороги был тяжелым. Вся работа производилась в основном вручную. В такой работе использовался гужевой транспорт, тачка, путевая тележка, лопата, лом, костыльный молоток, топор. За рабочий день в течение 10-12 часов землекопу приходилось погрузить в тачку или подводу до 4 куб.м. земли и пройти до 15 верст с грузом. Большинство рабочих жили в шалашах-землянках, реже – в бараках. На одном из участков, где трудились 15 тысяч рабочих, могло быть всего три врача. В 1893 году на нашу станцию приехал выпускник медицинского факультета Московского университета Александр Федорович Иванов (1867 -1935).

Иванов получил диплом врача с отличием, еще студентом проявил интерес к хирургии и обратил на себя внимание Н.В.Склифосовского. По ряду личных причин он не смог принять предложение остаться в хирургической клинике и занял место врача – хирурга в железнодорожной больнице на станции Тихорецкая, где проработал 7 лет. Собранный здесь материал позволил с возвращением в Москву в 1900 году защититьдиссертацию на степень доктора медицины. Тема диссертации«Лечение малярии метиленовой синькой».

Малярия в России в конце XIX века была поистине общественным злом и наносила неисчислимый урон народному хозяйству и здоровью страны. Достаточно сказать, что в 1895 г. в земских губерниях России малярия занимала первое место по количеству зарегистрированных больных среди всех заразных и паразитарных болезней.В связи с высокой инфекционной заболеваемостью не была исключением и Кубанская область. Госпитальная медицинская помощь инфекционным больным оказывалась в общих отделениях больниц и лазаретов, и только при крупных вспышках инфекционных заболеваний строились заразные бараки: холерные, сыпнотифозные и другие. Масштабная эпидемия холеры охватила территорию Кубани в 1862 году. В честь победы над холерой в Екатеринодаре даже была построена Ильинская церковь на деньги врачебной общественности.

Александр Федорович Иванов стал автором 77 научных работ, оригинальных методов лечения и операций, его работы посвящены диагностике и лечению рака гортани, изменениям в верхних дыхательных путях при сыпном тифе, вопросам глухоты и тугоухости, военным травмам ЛОР – органов. Он был одним из организаторов оториноларингологической секции на Пироговских съездах, I-го Всероссийского съезда врачей – оториноларингологов в 1908 году, Всесоюзных съездов. В 1934 году Иванову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер Александр Федорович Иванов 8 января 1935 года, но имя его навсегда связано с Первым московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова и историей станции Тихорецкая.

………………………………………………………………………………………

Коллектив Тихорецкого историко – краеведческого музея благодарит своего наставника, друга, краеведа Валентину Васильевну Николаеву за неугасаемый интерес к городской истории и подсказки в краеведческих поисках.

Подписи к фотослайдам:

Фото 1. Редкое фото здания нашего железнодорожного вокзала, конец XIXвека. Фото из архива друга музея Е.И.Казе

Фото 2. Проект здания вокзала станции Тихорецкая. Собрание исполнительных чертежей сооружений Новороссийской ветви 1885 – 1888, Санкт – Петербург

Фото 3. Церковь-часовня Архангела Михаила при городской тюрьме в Коврове, автор – архитектор С.П.Брагин

Фото 4. Вот они, укладчики трехбаластных путей, ст. Тихорецкая, 1908 год 

Фото 5. Переселенцы в ожидании работы

43

44

45

46

47

48

49