Летом 1942 года Германия и ее союзники развернули наступление на Кавказ и Сталинград, рассчитывая лишить Советский Союз продовольственной базы и промышленного потенциала. Эта были трагические для всей страны дни. Советские войска продолжали отступление. Фронт приближался к воротам Тихорецка. 17 июля 1942 года в небе над нашим городом показались немецкие самолеты. Все повторилось в воскресный вечер 26 июля. Неожиданно со стороны Фастовецкой появились семь немецких самолетов. Они прошли над городом на небольшой высоте, сделали круг и начали сыпать тяжелые фугасные авиационные бомбы. Интервалы между бомбежками были небольшие. Бомбили преимущественно густонаселенную часть города. Пожарные команды мгновенно бросались на пожары. Город горел. Горел так, что военные фуражкой закрывали лицо, а руки все равно сильно пекло. Большой пожар разыгрался на станции. Путейцы и кондукторские бригады растаскивали горящие вагоны и цистерны в разные стороны вручную. Машинисты уводили составы подальше от станции. Город заволокло едким дымом и кирпичной пылью. Люди метались в поисках укрытий, отыскивая пожарные люки и земляные щели, прятались за углом зданий, прижимались к деревьям. Бомбы поднимали город на дыбы. Все улицы были завалены деревьями и проводами, очень трудно было пробираться. Установленные по всему городу зенитные орудия вели заградительный огонь. Зенитчики кричали на бегущих, а люди все равно бежали. Осколки снарядов летели и фыркали над головами, только бегущие не обращали никакого внимания. Стоны и крики прорывались в паузах между свистом и взрывами бомб.

Утром 27 июля горожане вышли из своих убежищ. Убирали трупы. Постепенно в городе становилось безлюдно. Тихорецк эвакуировался. Поезда уходили со станции без промедления. Увозили рабочих и оборудование заводов. Многие спасались от бомбежек в ближайших станицах и хуторах. Оставались в городе только пожилые, больные и кто еще работал. В 11 часов дня бомбежка возобновилась, но длилась недолго. Этот день прошел спокойно. Зато ночь была еще ужасней. С каждым налетом число немецких самолетов увеличивалось. Эшелонная бомбардировка Тихорецка продолжалась до августа - немцы торопились отрезать движение поездов на Кавказ. 1 августа группа немецких бомбардировщиков нанесла бомбовый удар по полевому аэродрому Тихорецка. Осколок бомбы оборвал жизнь одного из лучших командиров эскадрильи 628-го отдельного истребительного авиационного полка Александра Алалыкина. Накануне. 31 июля, он выполнял разведку в районе Тихорецка, в небе встретил немецкий самолет Хе-126, вступил с ним в бой и сбил. При отражении бомбардировочного налета молодой пилот Леонид Ершов на истребителе И-16 встретил в лобовой атаке строй вражеских самолётов из пятнадцати штурмовиков «Мессершмитт-110» и пяти «Мессершмитт – 109». Со своим горящим самолетов в этом бою сбил немецкий Ме-110.

В тихорецком райкоме партии шло совещание. На нём присутствовали секретари райкома Морозов и Кучеренко, начальник политотдела Новорождественской МТС Борисенко, директор Порошинской МТС Белогуб, председатель Терновского стансовета Коломийцев, председатель Новорождественского колхоза «Красный Кубанец» Андрей Бочаров, комбайнёр Порошинской МТС Жак Францев, инструктор райкома партии Дубровин, учителя городских школ Полевой и Карташева. Решения об эвакуации города принимались до последней минуты. Вдруг распахнулась дверь. На пороге стоял один из связных штаба городского истребительного батальона. Доклад связного был кратким: немцы на подступах к Терновской. Последним из здания райкома партии вышел Морозов. Минуту спустя подожгли типографию. Все многолетние подшивки районных и центральных газет были разложены на печатных машинах, на реалах наборных касс, обильно политы бензином и керосином. Наборный цех и печатный отделялись от подвала деревянным настилом. Оба вспыхнули спичкой. Сгорел и цех, где стоял линотип. Первым делом эвакуировали людей, времени на документы не оставалось. Так город утратил часть своей истории.

Город покидали военные. Утром 28 июля военизированная охрана железной дороги перебралась на хутор «Красный Октябрь». Бесшумно в ночной тишине строем прошли станицу Алексеевскую. Незамеченными перешли Архангельскую и направились на станцию Малороссийскую. Самовольно покидать строй запрещалось, уход в сторону на три метра считался побегом, по нарушителю дисциплины разрешено было стрелять без предупреждения. В ночь на 1 августа за пределы города вывели и истребительный батальон. Начальник штаба истребительного батальона Дубинин вместе с первым секретарем Морозовым и председателем райисполкома Красновым оставались на Красном Октябре до 5 августа. В тот же день Морозов вскрыл конверт и взял на себя руководство партизанским отрядом.

…………………………………………………………………………………………………...

Стрелок военизированной охраны железной дороги Василий Васильевич Самойлов вспоминал: «...утром заступил на пост Контрольные ворота товарного грузового двора станции Тихорецкая. В десяти метрах от меня стояли 20 орудий разного калибра и часовой военный. На сортировке на площадке было много станковых пулеметов «Максим», много было тяжеленых минометов, рядом с платформой сортировочной штабеля снарядов и мин. Мимо меня прошел лейтенант летчик, он остановился и обратил свое внимание на стоявшие орудия по товарному двору, осмотрел все и подошел к часовому у орудия, завел с ним разговор тихо. Затем летчик направился к сараю, заглянул в кухню и ушёл в направлении конторы товарного двора. Я вызвал начальника гарнизона и начальника караула воинской части и доложил, что часовой нарушил устав. срочно дали команду вывозить все с товарного двора, появилось много автомашин, а орудия лошадьми тянули. В 14 часов я сменился с поста, как вдруг подалась воздушная тревога. На товарный двор посыпались бомбы и падали там, где до это были штабеля снарядов и мины». По этой ссылке читаем воспоминания В.В.Самойлова https://muzey-tihoreck.ru/muzejnyj-arkhiv/2458-vospominaniya-samojlova-v-v-o-gorode-v-1942-g

…………………………………………………………………………………………………..

По воспоминаниям Г.А.Дзекуна, В.В.Самойлова, В.Ф.Дубинина
директор А.Н.Жидков
научный сотрудник Ольга Викторовна Кулеш
главный хранитель музейных предметов Н.Н.Тетеревенко

комментарии к фото 1 Тихоречане восстанавливают вражеский путь, разрушенный немецкой авиацией 

комментарий к фото 2 страница из отчета дистанции пути 6 станции Тихорецкая за 26 и 27 июля 1942 г. 

комментарий к фото 3 Василий Васильевич Самойлов, стрелок военизированной охраны железной дороги, члена Тихорецкого горсовета 2-го созыва 1928-1931 гг.

комментарий к фото 4 и 5 имя командира эскадрильи Алалыкина выбито на плите на братском захоронении в центре Тихорецка.

25

26

27

28

29