Госкаталог как единая инфосистема ведет учет всех музейных предметов и коллекций страны. Музеи делятся своими фондами, а среди размещённых публикаций много любопытных находок. Что-то интересное увидели и мы. Афиши из фондов Государственного центрального театрального музея им А.А.Бахрушина.
Эти афиши приглашали тихорецких хуторян на спектакли и дивертисменты в исторический период 1905-1912 годов. При станции Тихорецкой Владикавказской железной дороги был одноименный хутор с населением более 10 тыс. человек со всеми доступными его жителям развлечениями провинциальных и столичных городов Российской империи в начале 20-го века. Любили хуторяне и театр. Летние театральные сезоны были богаты новинками, сенсациями, бенефисами артистов. Словом, афиши приоткрывают завесу неизвестных страниц истории старинного клуба…
Здание дважды горело, в Гражданскую и Великую отечественную войну, перестраивалось, но сцена и тогда была большой и удобной, а концертный зал был рассчитан почти на 500 персон. Был при клубе свой театр. А еще синематограф, библиотека, оркестр. Искусство хуторяне понимали и ценили, а артисты здесь были любимы публикой и выступали не единожды.
На тихорецкой сцене выступали артисты Товариществ малороссийских артистов под управлением К.Л.Кармелюка-Каменского, малорусской драматической и опереточной труппы под управлением И.А.Науменко, русская оперетта В.Н.Шульца, труппа оперных артистов петербургских и московских театров под управлением М.В.Эвальд, , артисты балета русской оперы О.Н. и В.А.Аведиковы, труппа опереточных артистов под руководством А.П.Геллер, товарищество артистов русской оперы столичных и провинциальных сцен Тонковой и Кузнецова, товарищество артистов казанско-саратовской оперы исполняли партии из «Евгения Онегина». Радовали премьерами и местные артисты, которых объединил режиссер Христофор Лаврецкий.
Одна из афиш 1910 года презентовала бенефис артиста С.Н.Коноплицкого в исторической картинной пьесе «Мазепа» с «костюмами времен Запорожья». А пятью голами раньше товарищество русских драматических артистов предложило спектакль «Степной богатырь» при «благосклонном участии артиста столичных императорских театров Е.Ю.Поморцева»!
В соц.сетях мы отыскали интересную информацию! Юрий Евгеньевич Поморцев выступал под псевдонимом, а в действительности был потомственным дворянином из рода Ниротморцевых, внесенных в родословную книгу Симбирской губернии. По материнской линии он потомок Карамзиных - прадед его был старшим братом известному историку Николаю Карамзину. Юрий Евгеньевич был военным, симбирским уездным предводителем дворянства, в 1897 году уехал в Москву. Поступил в труппу частного театра, потом был Александринский театр в Санкт-Петербурге, принимал участие в постановках московских антреприз. Играл эпизодические роли, но в актерском мастерстве проявлял старание и обращал на себя внимание зрителя. Сам ставил спектакли в городах России - «творил чудеса из двух-трех декораций и добился приличного ансамбля из актеров-любителей». В 1905 году гастролировал на юге, выступал в Майкопе, Армавире, Ставрополе. После 1917 года судьба его была неизвестна.
В старинном клубе звучали цыганские романсы, выступал хор балалаечников, объявлялись концертно-музыкальные и литературно-драматические программы, вечера смеха. Словом, гастрольных артистов на станции хватало, благо, клуб стоял в двух шагах от вокзала.
Судя по афишам, театральный премьеры всегда были громкими и сенсационными! После спектаклей играл духовой оркестр, устраивались гуляния, раздавались призы. Акациевый сад при клубе украшался иллюминацией, флажками, запускали даже в небо воздушные шары и «сжигали фейерверки»! В один из летних вечеров 1910 года в железнодорожном клубе гостил первый французский электробиограф - афиша обещала в этот вечер удивить публику «сожжением бриллиантового фейерверка» и электромузыкальными клоунами господина и госпожи Пети. Вечер заканчивался танцами.
Однажды в старинном тихорецком клубе выступала труппа под управлением артиста императорских театров Мариуса Мариусовича Петипа. Как гласит сохранившаяся афиша: «…проездом из Ростова только одна гастрольная комедия «Гувернер».
Настоящее имя «звезды» - Мариус Люсеьн Жан, внебрачный сын балетмейстера М.И.Петипа. Отец позаботился о его карьере и дал домашнюю подготовку к сцене. Начинал Мариус Петипа в 1870 году в провинции, дебютировал по прошению отца в Александринском театре в оперетте. Там русский француз «играл иностранцев так, как обычные выпускники театральной школы играть не умели»». Много работал над собой. В открытых источниках мы прочитали, что на годы работы Петипа в Александринском театре пришлось много постановок пьес Островского, он сыграл много героев пьес Островского, преимущественно даже по просьбе самого драматурга. Пользовался Петипа успехом у петербургской публики и, надеемся, у тихорецкой публики в тот вечер тоже!