Госкаталог как единая инфосистема ведет учет всех музейных предметов и коллекций страны.  Музеи делятся своими фондами, а среди размещённых публикаций много любопытных находок. Что-то интересное увидели и мы. Афиши из фондов Государственного центрального театрального музея им А.А.Бахрушина.

Эти афиши приглашали тихорецких хуторян на спектакли и дивертисменты в исторический период 1905-1912 годов. При станции Тихорецкой Владикавказской железной дороги был одноименный хутор с населением более 10 тыс. человек со всеми доступными его жителям развлечениями провинциальных и столичных городов Российской империи в начале 20-го века. Любили хуторяне и театр. Летние театральные сезоны были богаты новинками, сенсациями, бенефисами артистов. Словом, афиши приоткрывают завесу неизвестных страниц истории старинного клуба…

Здание дважды горело, в Гражданскую и Великую отечественную войну, перестраивалось, но сцена и тогда была большой и удобной, а концертный зал был рассчитан почти на 500 персон. Был при клубе свой театр. А еще синематограф, библиотека, оркестр. Искусство хуторяне понимали и ценили, а артисты здесь были любимы публикой и выступали не единожды.

На тихорецкой сцене выступали артисты Товариществ малороссийских артистов под управлением К.Л.Кармелюка-Каменского, малорусской драматической и опереточной труппы под управлением И.А.Науменко, русская оперетта В.Н.Шульца, труппа оперных артистов петербургских и московских театров под управлением М.В.Эвальд, , артисты балета русской оперы О.Н. и В.А.Аведиковы, труппа опереточных артистов под руководством А.П.Геллер, товарищество артистов русской оперы столичных и провинциальных сцен Тонковой и Кузнецова, товарищество артистов казанско-саратовской оперы исполняли партии из «Евгения Онегина». Радовали премьерами и местные артисты, которых объединил режиссер Христофор Лаврецкий.

Одна из афиш 1910 года презентовала бенефис артиста С.Н.Коноплицкого в исторической картинной пьесе «Мазепа» с «костюмами времен Запорожья». А пятью голами раньше товарищество русских драматических артистов предложило спектакль «Степной богатырь» при «благосклонном участии артиста столичных императорских театров Е.Ю.Поморцева»!

В соц.сетях мы отыскали интересную информацию! Юрий Евгеньевич Поморцев выступал под псевдонимом, а в действительности был потомственным дворянином из рода Ниротморцевых, внесенных в родословную книгу Симбирской губернии. По материнской линии он потомок Карамзиных - прадед его был старшим братом известному историку Николаю Карамзину. Юрий Евгеньевич был военным, симбирским уездным предводителем дворянства, в 1897 году уехал в Москву. Поступил в труппу частного театра, потом был Александринский театр в Санкт-Петербурге, принимал участие в постановках московских антреприз. Играл эпизодические роли, но в актерском мастерстве проявлял старание и обращал на себя внимание зрителя. Сам ставил спектакли в городах России - «творил чудеса из двух-трех декораций и добился приличного ансамбля из актеров-любителей». В 1905 году гастролировал на юге, выступал в Майкопе, Армавире, Ставрополе.  После 1917 года судьба его была неизвестна.

В старинном клубе звучали цыганские романсы, выступал хор балалаечников, объявлялись концертно-музыкальные и литературно-драматические программы, вечера смеха. Словом, гастрольных артистов на станции хватало, благо, клуб стоял в двух шагах от вокзала.

Судя по афишам, театральный премьеры всегда были громкими и сенсационными! После спектаклей играл духовой оркестр, устраивались гуляния, раздавались призы. Акациевый сад при клубе украшался иллюминацией, флажками, запускали даже в небо воздушные шары и «сжигали фейерверки»! В один из летних вечеров 1910 года в железнодорожном клубе гостил первый французский электробиограф - афиша обещала в этот вечер удивить публику «сожжением бриллиантового фейерверка» и электромузыкальными клоунами господина и госпожи Пети. Вечер заканчивался танцами.

Однажды в старинном тихорецком клубе выступала труппа под управлением артиста императорских театров Мариуса Мариусовича Петипа. Как гласит сохранившаяся афиша: «…проездом из Ростова только одна гастрольная комедия «Гувернер».

Настоящее имя «звезды» - Мариус Люсеьн Жан, внебрачный сын балетмейстера М.И.Петипа. Отец позаботился о его карьере и дал домашнюю подготовку к сцене. Начинал Мариус Петипа в 1870 году в провинции, дебютировал по прошению отца в Александринском театре в оперетте. Там русский француз «играл иностранцев так, как обычные выпускники театральной школы играть не умели»». Много работал над собой. В открытых источниках мы прочитали, что на годы работы Петипа в Александринском театре пришлось много постановок пьес Островского, он сыграл много героев пьес Островского, преимущественно даже по просьбе самого драматурга. Пользовался Петипа успехом у петербургской публики и, надеемся, у тихорецкой публики в тот вечер тоже!

foto 05 09 2025 11 13 1

foto 05 09 2025 11 13 2

foto 05 09 2025 11 13 3

foto 05 09 2025 11 13 4

foto 05 09 2025 11 13 5

foto 05 09 2025 11 13 6

foto 05 09 2025 11 13 7

foto 05 09 2025 11 13 8

foto 05 09 2025 11 13 9

foto 05 09 2025 11 13 10

foto 05 09 2025 11 13 11

foto 05 09 2025 11 13 12

foto 05 09 2025 11 13 13

foto 05 09 2025 11 13 14

foto 05 09 2025 11 13 15

foto 05 09 2025 11 13 16

foto 05 09 2025 11 13 17