Из опыта работы Тихорецкого историко – краеведческого музея:
формирование образа героя в местной истории.
А.Н.Жидков

Патриотическое воспитание начинается со знания истории своей родины, а примеры героизма прадедов, дедов и современников – самый убедительный способ достучаться до юных сердец. Выстраивание поведенческих норм и формирование духовных ценностей у молодых поколений есть первостепенная задача, а успех в этой работе может измеряться готовностью молодых людей выполнить свой гражданский долг в любых его проявлениях, а также их стремлением и умением находить баланс между личными и общественными интересами. [1].

         Осуществляя в XXI-м веке героико - патриотическое воспитание, следует учесть особенности коммуникативного пространства. Оно создается образами и имиджами, которые становятся значимыми факторами в процессах формирования патриотизма. Образ Родины, являясь ее знаковой моделью, в условиях глобализации превращается в объект активного конструирования, и в этой связи приобретает важность подбор символов, вызывающих национальную гордость и формирующих позитивный образ нашей Родины в мире. Это столь же эффективный ресурс в героико-патриотическом воспитании молодежи, как и историческая память или героическое прошлое. [2].

         Биографии и возвышенные поступки героических личностей имеют свою историческую и нравственную ценность. В определении понятия героя философы, писатели и ученые выделяют такие основополагающие характеристики, как преодоление страха смерти и жертвенность, осознание личностью своего призвания и выбор в пользу доминанты общечеловеческих ценностей над ценностью жизни собственной. [3]. Н.А.Бердяев находил наиболее интересным образ героя - воина, связанный с его самопожертвованием [4]. Героический образ фиксирует способность человека к подвигу, что в то же время является социальным примером и моделью поведения для других людей.

         В 1937 году газета «Комсомольская правда» провела опрос о любимых героях советской молодежи. Среди них - имена партийных и военных лидеров Сталина, Ворошилова, Буденного, героев гражданской войны Чапаева и Щорса, летчиков Чкалова и Ляпидевского, пионера ракетостроения Константина Циолковского, а еще ученых, стахановцев, футболистов клуба “Динамо» и даже шахматистов. [5] Вот и кубанский городок Тихорецк охватывает в духе времени пламенный героический порыв - разворачиваются движения за культуру производства, стахановское движение, движение женщин – общественниц. Городская молодежь восхищена подвигами героев – авиаторов. В 1934 году в городе работал аэроклуб, пользовавшийся невероятной популярностью среди тихорецких юношей и девушек; в новом городском парке на стадионе стояла парашютная вышка, манившая к себе молодежь. Здесь проводила все свободное время будущий Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко. Командир звена ночных бомбардировщиков 46-го гвардейского авиационного Краснознаменного Таманского полка совершила 968 боевых ночных вылетов. Она летала в любых условиях и уверенно наводила свой самолет на цель. Каждый тихоречанин знает о подвиге Захара Артемович Сорокина. В Тихорецке он учился в аэроклубе и здесь впервые поднялся в небо. 25 октября 1941 года двойка Сорокина с ведомым Дмитрием Соколовым поднялась в небо на перехват немецких самолетов, летевших в сторону Мурманска. Сорокин был ранен и вынужден сделать посадку на замерзшее озеро вдали от своего аэродрома. Лишь на шестые сутки добрался до берегового поста Северного флота. Ступни, примерзшие к фетру подошв, хирурги ампутировали, но Сорокин добился своего возвращения в строй. Судьба Захара Сорокина схожа с судьбой Алексея Маресьева. Оба приняли почти одновременно одинаковое решение – только летать. И таких примеров в истории Великой Отечественной войны преданных своему делу летчиков будет много.

         Тема проявленного нашими согражданами героизма в Великой Отечественной войне вот уже десятилетия не теряет своей актуальности. Бесценный опыт эпохального события зафиксирован музеем в предметах, документах, воспоминаниях. Посредством уникального фондового материала и разнообразием применяемых на практике форм и методов просветительской, педагогической и социокультурной деятельности музей способен обратить внимание своего посетителя на события и имена, показать глубину образа исторического героя, вызвать сопереживание его судьбе, удивление, восхищение.

         В музейной интерпретации образ героя всегда многогранен. 11 мая 1943 года в небо над Тихорецком для отработки стрельбы по учебным мишеням поднялось звено летчиков. На третьем заходе самолет Ил-2 младшего лейтенанта Владимира Егоровича Петрова потерял управление. С работающим мотором и выпущенным шасси самолет ударился об землю и разрушился. Летчик сгорел. Воздушный стрелок с распущенным парашютом был выброшен и тоже погиб. Причиной трагедии стала недоброкачественная склейка при изготовлении фанерной обшивки крыла. Комиссией было установлено, что молодой летчик при попытке посадить боевую машину действовал грамотно. Очевидно, уже в последнюю минуту подал он команду воздушному стрелку спастись. Сам же летчик спастись парашютом даже не пытался.

         В 1960-е годы на центральной площади Тихорецка, у памятника погибшим воинам, нередко можно было встретить женщину, скорбно сидящую на скамеечке у Вечного огня. Она словно несла свою материнскую вахту. В семье Ирины Павловны Гуцало до войны было пятеро сыновей и две дочери. Солдатская мать не дождалась с войны четверых сыновей. Один из сыновей – летчик – штурман, капитан Александр Гуцало – посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, но каждый с честью выполнил свой долг перед Родиной. Ирина Петровна олицетворяла собой всех женщин, потерявших на войне самых близких своих людей.

         В музейной экспозиции - фотография тихоречанина Глухенького Артема Мефодиевича. Одного из тех, кто в течение нескольких лет практически ежедневно рисковал, находя и обезвреживая неразорвавшиеся авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины. До 1953 года он оставался штатным пиротехником в Тихорецком отделении СКЖД. Под стеклом хранится записная книжка, еще одна – в фондовом деле. Обе - небольших размеров, каждая легко поместится в кармане гимнастёрки. И в каждой - целая жизнь. Адреса, схемы, маркировки снарядов, типы взрывателей; все записи сделаны аккуратно, карандашом или чернилами. День за днем: куда поехали, что нашли, чему порадовались, имена товарищей и даже сны. Каждая рассказанная в музее частная история представляется прологом к большому рассказу о войне и героизме.

         В ноябре 2022 года в информационных лентах социальных сетей и средств массовой информации появилось сообщение о демонтаже памятника советскому солдату в украинском Ужгороде. [6] В музее же хранится старенький фотоальбом. В нем – фотографии памятной встречи ветеранов Великой Отечественной. Это в 1975 году. 26 и 27 октября 1944 года артиллерия 351-й стрелковой дивизии вела бои на улицах Ужгорода. Среди ее бойцов командир 1157 стрелкового полка, Герой Советского Союза Иван Андреевич Анкудинов, в чьем наградном листе записано: «…находился всегда в боевых порядках полка, пренебрегал смертью примером личной храбрости, увлекая личный состав полка на выполнение самых сложных и ответственных боевых заданий». В составе 351 дивизии он участвовал в освобождении Тихорецкого района. Сегодня героическую летопись города продолжают российские воины, их павшие товарищи.

         Опыт просветительской героико - патриотической работы музея убеждает в том, что локальная история в этом смысле содержательна и поучительна, она изобилует именами и пронизана героическим эпосом своих героев. В самом упрощенном понимании музейной аудитории патриотизм – это гордость за свою страну, своих сограждан. Патриотизм побуждает стремление к подвигу, мастерству, искусству. Невозможно представить воина, лишенного мужества и смелости. Трудно усомниться в том, что не испытывает радости от поднятого национального флага стоящий на пьедестале спортсмен. Писатель и художник черпают вдохновение в людях, их окружающих. Формируя образ героя, музей приближает большую историю и дополняет картину патриотического мировоззрения молодого человека. 

Список использованной литературы и источников:

1.Ореховский А.В. Роль героико – патриотического воспитания молодежи в формировании неприятия радикальных идеологий // Казанский педагогический журнал, № 5, 2017

2.Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсенациональной идентичности / И.С. Семененко // Полис. - 2008. - № 5. - С. 7.

3.Хейзинг, Й. В тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашей эпохи / Й. Хейзинга // Homo ludens (Человек играющий). – М., 2004. – С. 241–366.

4.Бердяев, Н.А. О войне. Письмо одиннадцатое / Н.А.Бердяев // Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. Философия неравенства. Письма к недругам социальной философии. – Париж, 1990. – С. 517–533

5.Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город. М -2001. С. 91

6. https://ria.ru/20221013/pamyatnik-1823790048.html