В Государственном Архиве Краснодарского края хранится коллекция краеведческих материалов Палладия Васильевича Миронова (1874-1952) - историка, краеведа, коммунальщика - занимавшегося работой по планировке городов Краснодарского края. Отдельный том посвящен тихорецкой городской истории с 1920 по 1940 годы. Среди документов газетные вырезки, схемы, карты, таблицы, графики, заметки, пояснения и исследования, отражающие взгляд специалиста на формирующийся город. Эти материалы тем более интересны тем, что значительная часть довоенного городского архива была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

1 марта 1926 года хутор Тихорецкий с прилегающим станционным поселком получили официальный статус города районного подчинения. К этому времени новый кубанский город уже активно обустраивался. В декабре 1926 года пленум Тихорецкого городского совета постановил просить крайисполком утвердить строительство новой части города – за главной железнодорожной магистралью. Заключение на представленный проект написал консультант Кубанского окружного отдела коммунального хозяйства П.В.Миронов. С горечью Палладий Васильевич заметил: проект был составлен как будто вовсе не для его осуществления…

Собственно, проект расширения города был составлен еще в 1923 году. Уже тогда предполагалось начать отвод земли под город по другую сторону железной дороги. До 1923 года город занимал площадь в 167 га. В 1923 году была отведена новая территория около 131 га, в 1926 - еще 104 га. По заверениям представителей Тихорецкого горсовета, у них имелись до 2000 требований на отвод мест под индивидуальное строительство. Очень быстро вся свободная и удобная под застройку земля была роздана. Эти земельные отводы, конечно, дали возможность приросшему после гражданской войны городскому населению, жившему в чрезвычайной тесноте, расселиться. Но не ослабевающий спрос на места дал повод и для спекуляции землей. Миронов взывал к справедливому пролетарскому суду, считая такое отношение к городу преступлением против будущего. Для него вопрос о том, куда по санитарным, физико – географическим и экономическим условиям городу следовало бы расти, оставался открытым.

Палладий Васильевич сокрушался: не дали городу расти от города, «у землеустроителей не хватило, очевидно, понимания недопустимости такого землеустройства города, при котором ему не даются наиболее нужные ему земли, у тихорецкого горсовета и тихорецких коммунальщиков не хватало упорства, твердости и мужества настаивать при всяком удобном случае на отводе городу земель, на которых застройка все равно является неизбежной». Молодые и неопытные коммунальщики, стесненные на площади в полтораста гектаров, были на «седьмом небе» от счастья, получив землю за главной железнодорожной магистралью. Здесь были намечены две большие площади и прокладка улиц очень сложной и спорной конфигурации. Например, через площадь имени Тараса Шевченко крест-накрест прошли улицы Столбовая и Ильича. Впрочем, в скором времени перешли все же к регулярной застройке прямыми улицами и прямоугольными кварталами. Тогда-то впервые в разговорной речи горожан и появляются выражения «эта сторона» и «та сторона». Миронов же оперировал доводами в пользу расширения Тихорецка в северо – восточном направлении к станице Тихорецкой (современная Фастовецкая). С двух сторон город был ограничен железной дорогой, которая делает эти стороны глухими, непроездными. А чтобы теперь избежать еще и бесконтрольного роста города за сталинградской железнодорожной веткой, Палладий Васильевич предложил отвести городу небольшой участок по дороге на станицу Алексеевскую.

В начале 1920-х население Тихорецка в подавляющем большинстве было связано работой на железнодорожном транспорте. Палладий Миронов считал, что не было никаких оснований предполагать, что трудовой центр, сосредоточенный возле железнодорожной станции, куда-нибудь со временем переместится. Через станцию население получает большую часть продуктов, предметов и материалов. Обыкновенно у вокзала помещаются все основные станционные учреждения. Все важнейшие учреждения города если не навсегда останутся, то очень долго будут в старой его части. И потому именно старый город будет еще долго центром притяжения всей городской жизни. Кстати, по записанным в 1998 году воспоминаниям старожила города Юрия Лукича Сапченко, накануне войны ближайший к вокзалу перекресток улиц Октябрьской и Красноармейской, действительно, сформировался как административный и развлекательный центр города, здесь функционировали большие всевозможные магазины, летний кинотеатр, библиотека, железнодорожные школы, парикмахерская и учреждения: районо, почта, милиция, райком ВЛКСМ. К тому же большая часть населённых пунктов - Новолешковская с северо – запада, Терновская с востока, Алексеевская, Новоархангельска, Архангельская и Хоперская с юго – востока, Новодонецкая, Александро – Невская, Новомалороссийская, Бузиновская с юго-запада – были связаны с городом железной дорогой. Следовательно, громадное большинство сельского населения будет посещать свой административный центр через железнодорожную станцию. Понятно, что и учреждения, с которыми население будет иметь дело, должны располагаться опять же недалеко от вокзала. И лишь Тихорецкая с севера да станицы Новорожденственская, Ирклиевская и Украинская с запада будут для связи со своим районным центром пользоваться грунтовыми дорогами.

Логика расположения жилых кварталов по обе стороны железной дороги диктовала требования к коммунальному и дорожному хозяйству. Необходимо было обеспечить возможность проведения кольцевой водопроводной магистрали. Это же кольцо должно было стать пригодным и для устройства трамвайных путей в обслуживании населения города! Палладий Васильевич рекомендовал не упирать в нее – железную дорогу - такую массу улиц и предусмотреть удобные переезды через железнодорожное полотно. К железнодорожному узлу предпочтительным было бы сосредоточить и всю промышленность.

При расчете на ближайшие 25 лет Миронов полагал, что Тихорецк при благоприятных условиях может рассчитывать на 50000 жителей. Город разбросается на площади свыше 1000 га. Среднюю плотность населения 50 чел. на 1 га он признавал в кубанских условиях приемлемой, «при этом только треть нового населения следовало бы отнести на заселение «зажелезнодорожной части», остальные же, несомненно, будут тесниться в старом городе и прилегающих территориях, а вместе с этим возникает вопрос, не следует ли сдержать дальнейшее расширение города».

Авторы: А.Н.Жидков, директор музея,

Н.Н.Тетеревенко, главный хранитель музейных предметов.

Источники: фонд П.В.Миронова в Государственном архиве Краснодарского края Р1547.1.3 и воспоминания старожила города Тихорецка Юрия Лукича Сапченко от 1998 г.

Подпись к фото:

фото1. Палладий Васильевич Миронов

фото 2,3. Строительство кольцевой городской автодороги с путепроводами. 1960-е гг. Архив Г.А.Дзекуна

фото 4. Проект отвода земли городу, составленный коммунальным столом Тихорецкого исполкома в 1923 году.

фото 5. Предпочтительная прирезка и направление расширения города. Схема выполнена П.В.Мироновым 19 марта 1929 г.

Palladiy02

Palladiy03

Palladiy04

Palladiy01

Palladiy05