Люблю я тень твоих садов

Н.А. Сачук 

«Об истории родного города Тихорецка»

Люблю я тень твоих садов
И этот воздух синий-синий,-
Один из малых городов
Моей красавицы-России.

Прекрасен город мой весной,
Прекрасен осенью и летом,
И под вишнёво-нежным цветом,
И под тумана пеленой.

Степные вольные края
Как мне гордиться вами надо,
Мой Тихорецк! Судьба моя
И в жизни лучшая награда!

(Г. Ужегов)

Родной город... Здесь ты родился, вырос, учил­ся, сделал первые шаги в самостоятельную жизнь, нашел свое счастье. И куда бы ни забросила тебя судьба, где бы ты ни жил, ты всегда будешь вспоминать свой город. А если случайно встретишь земляка, то одним из первых его вопросов будет: «Ну, как там у нас в Тихорецке?»

На земле тысячи городов. Древних и молодых, огромных и маленьких, шумных, оживленных и тихих, уютных, самых разных. Но как бы ни отличались они друг от друга, у них всегда есть нечто общее: они созданы людьми и для людей. Ведь города - это не столько улицы и площади, сколько люди, которые в них живут; природа, которая их окружает; история, которую нужно знать. В истории Тихорецка, как в капле воды, отражена история страны и народа. Тихорецк – город железнодорожников. Станцию Тихорецкую можно вполне обоснованно считать основательницей города Тихорецка. В 2019 году исполнилось 145 лет со времени основания в целинной степи железнодорожной станции Тихорецкая. 17 мая 1874 года через маленькую железнодорожную станцию Тихорецкая прошел на юг первый грузовой поезд по новой Владикавказской железной дороге. Эта дата считается днем основания железнодорожной станции Тихорецкая. Станция была создана на самой западной окраине юрта казачьей станицы Тихорецкой, именно ее название было использовано для нового железнодорожного объекта. При железнодорожной станции появляется небольшой неофициальный поселок.   Разросшийся неофициальный поселок при ж. д. станции 9 сентября 1895 г. преобразован в хутор Тихорецкий. С названием этого хутора произошло в гражданскую войну приключение. После занятия северной Кубани войсками Добровольческой армии и Кубанской Рады в середине августа 1918 г. наш хутор был преобразован в город Корниловск (памяти белого генерала Л.Г. Корнилова). Это приветствовали местные богатеи, но возражали хуторские рабочие и станичные казаки. Так формально, с августа 1918 г. по март 1920 г. числился город (впервые получен этот статус нашим населенным пунктом), а существовал фактически хутор, родственный станице Тихорецкой. Вот так шла цепь изменений, пока в 1923 г. не появился заштатный город Тихорецк, в 1924 г. - районный центр, в 1961 г. - город краевого подчинения. Тихорецк - дословно город на речке Тихой, хотя фактически - на балках Зеленая и Козлова, между реками Челбас и Тихонькая…». В нашем городе много памятных мест, ставших воплощением истории нашего города, символами культурных традиций и народной памяти. Каждый из них по-своему дорог жителям города. Знакомство с историческим прошлым города логично начать с железнодорожного вокзала. Первый небольшой деревянный вокзал на станции был построен в 1882 году. А уже в 1886 году на Тихорецкой было построено кирпичное двухэтажное здание вокзала, которое стало свидетелем многих событий неспокойного двадцатого века.

Узловая станция Тихорецкая помнит стихийные выступления рабочих паровозоремонтных мастерских, митинги, забастовки и восстания 1902, 1905 годов. В 1918-м на вокзале находился штаб революционных войск Северного Кавказа. Во время гражданской войны здание попеременно захватывали красноармейцы и царские войска, а во время гражданской войны на станции располагалась ставка генерала Деникина. В 1884 году рядом с вокзалом, южнее, сооружаются первые корпуса мастерских службы пути. А между ними с севера на юг у дороги строятся первые жилые кирпичные дома. Фактически, между вокзалом и мастерскими появляются первые кварталы трех улиц неофициального поселка иногородних жителей при узловой железнодорожной станции Тихорецкая. Это улицы Путевая, Переселенческая и Ивановский проспект. Названия их объясняются просто. Улица Путевая соседствовала с железной дорогой, на улице Переселенческой был рабочий рынок, где местные казаки нанимали себе временных и постоянных батраков-переселенцев, а Ивановский проспект временно был центром неофициального поселка, где располагались лавки, трактиры и другие заведения. Путевая и Переселенческая сохранили свои названия и по сей день, а Ивановский проспект в советский период времени стал улицей Кирова. В ХIХ веке на месте нынешней улицы Переселенческой находился рабочий рынок, о котором писал В.И. Ленин в своей книге «Развитие капитализма в России». Ежегодно через станцию Тихорецкую весной проходило до ста тысяч человек. Приходили сюда артелями и в одиночку, располагаясь таборами по принципу землячества в ожидании нанимателей.

Осенью начинался обратный поток. Возвращалось в родные места до 20-25 тысяч человек. Основная масса переселенческого рабочего люда оседала на Северном Кавказе и в Закавказье. Вот одна из картин того времени: « в июне вдоль заборов по улице Переселенческой сидят или лежат косари и жатчики. У одного на босой пятке написано «10», у другого –«12» и т.д. – количество копеек за день работы. Идет куркуль-богатый казак вдоль забора, смотрит на мужиков и запрашиваемую ими цену. Выбрал-ткнул сапогом по голой ноге. Сговорились-и работник уже на хозяйской телеге едет в соседнюю станицу- Тихорецкую, Терновскую, Новорождественскую и т. д».

Планировка кварталов. Улицы Тихорецка

«…Первые населенные пункты тихорецкой земли в конце XVIII - начале XIX вв. строились на базе регулярной (квартальной) планировки. Что это такое? По предписанию уездных властей Кавказской губернии (области) селения государственных крестьян сразу основывались у рек по определенному плану. Сначала это были 2-3 улицы по 400 саженей длиной и по 10 саженей шириной.

В конце XIX - начале XX вв. есть уже упоминания первых назва­ний: Церковная площадь, Базарная площадь, Красная улица, Степная, Казачья. Общий принцип развития населенных пунктов оставался прежним -: большие прямые улицы, неширокие переулки, прямоугольные квадраты. Наш земляк, краевед А.М. Кистерев нашел в Госархиве Краснодар­ского края подробный документ, который рассказал, как планировалась застройка хутора. Большая центральная улица имела ширину 30 саже­ней, остальные - 20, кварталы (более 20) ширину - 60 саженей, дли­ну - 66. Первые улицы хутора в конце XIX в. - Переселенческая, Путе­вая, Вокзальная, Шатировская, Рождественская, Базарная, Длинная, Цер­ковная, к ним добавляются в начале XX в. Мусорная, Степная, Кладби­щенская, Угольная, Кузнечная, Крестьянская, Чижовская, Тихорецкая, Короткая, Бурцевская Почтовая.

Некоторые из этих улиц сохранили исторические названия до сих пор. В 1925. г. горисполком переименовал ул. Вокзаль­ную в Октябрьскую, Базарную - в Энгельса, Длинную - в Буденновскую, Церковную - в Чернышевского, Рождественскую - в Меньшико­ва. С 1925 г. начинается интенсивная застройка пустыря между железной дорогой и балкой Козлова. В нашем городе много памятных мест, ставших воплощением истории нашего города, символами культурных традиций и народной памяти. Каждый из них по-своему дорог жителям города. Знакомство с историческим прошлым города логично начать у железнодорожного вокзала. Первый небольшой деревянный вокзал на станции был построен в 1882 году. А уже в 1886 году на Тихорецкой было построено кирпичное двухэтажное здание вокзала. Здание вокзала выдержано в стиле исторической эклектики с использованием мотивов романского и готического стилей. Изначально пластическая выразительность здания обеспечивалась приёмами лицевой кирпичной кладки стен и архитектурных деталей «под расшивку швов». Слово «вокзал» происходит от словосочетания «вокальная зала». Когда открывали вокзал, здесь собиралась интеллигенция со всей округи: играл духовой оркестр, устраивали творческие вечера и даже проводили церковные службы. – Представьте станцию Тихорецкую в начале XX века: голая степь, грязь, бараки, неустроенный быт первопоселенцев. В единственном на станции кирпичном здании вокзала коротала вечера местная интеллигенция и не только… По некоторым источникам проездом на Кавказский фронт здание (станцию Тихорецкую) посетил государь Николай II.

Узловая станция Тихорецкая помнит стихийные выступления рабочих паровозоремонтных мастерских, митинги, забастовки и восстания 1902, 1905 годов. В 1918-м на вокзале находился штаб революционных войск Северного Кавказа. Во время гражданской войны здание вокзала попеременно захватывали красноармейцы и царские войска, а во время гражданской войны на станции располагалась ставка генерала Деникина. С началом Великой Отечественной войны вокзал стал ареной жизни и смерти. Здесь был создан крупный эвакопункт. Станция Тихорецкая – сердце железнодорожных магистралей юга страны – регулярно подвергалась бомбовым ударам фашистской авиации и было сильно разрушено. Частично отремонтировано уже в 1943 г, полностью восстановлено к июлю 1944 года. В 1955 году проведена реконструкция вокзала. Были демонтированы тамбуры со стороны перрона, срублены некоторые выступавшие архитектурные детали, плоскости наружных стен были покрыты известково-цементным раствором и окрашены. Периодические текущие ремонты ухудшили техническое состояние первоначального отделочного слоя и привели к утратам первоначального облика некоторых элементов фасадов и интерьеров. 5 января 1967 г. на правом крыле железнодорожного вокзала со стороны перрона была торжественно открыта первая тихорецкая мраморная плита с надписью: «В 1918 году на станции Тихорецкая находился штаб революционных войск Северного Кавказа». Все дороги ведут к вокзалу, здесь кипела культурная и общественная жизнь. В нашей стране популярна песня «На Тихорецкую состав отправится». О той ли станции поют? Корреспонденты местной газеты «Тихорецкие вести» провели собственное расследование, но других «тихорецких» на железнодорожной карте бывшего Советского Союза не нашли. Одна она такая! В 1962 году песню «На Тихорецкую» впервые исполнила Нина Дорошина на сцене московского «Современника». А уже в 75-м году песня прогремела на всю страну в кинофильме «Ирония судьбы, или с легким паром!». Кстати, тихорецкий вокзал упоминается во многих литературных произведениях. Так, по воле писателей Ильфа и Петрова, именно здесь Остапа Бендера, по пути в Пятигорск, ссаживают с поезда: «Это не меня, следовательно, согнали с буферов вашего поезда в Тихорецкой? Это, значит, не я сидел там три часа, как дурак, ожидая товарного поезда с пустыми нарзанными бутылками?» – вопрошает Великий комбинатор у своего компаньона. Местные жители даже собирались установить на перроне станции скульптуру Остапа Бендера с пустыми бутылками в авоське. К середине 90-х годов XX века первоначальный вид вокзала был значительно изменен. В настоящее время в здании ведутся реставрационные работы. Надеемся, что мы увидим его во всей красе.

Памятник-паровоз СО-17-12

Визитной карточкой города является знаменитый паровоз, который своими колесами доехал до Берлина в 1945 году! Его вы можете увидеть в парке им. Меньшикова.

Начал легендарный паровоз трудовую деятельность в 1935 году. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе паровозной колонны № 7 Народного комиссариата путей сообщения. Дошёл до Берлина. В послевоенные годы обслуживал пассажирские перевозки на участке Брест-Варшава-Берлин, затем работал в локомотивных депо Москвы-Сортировочной, Ростова-на-Дону. На заслуженный отдых ушел в 1973 году».

Железнодорожники СевероКавказской железной дороги решили сохранить паровоз для истории. Местом вечной стоянки был выбран г. Тихорецк.                               Начались работы по созданию мемориала. В начале аллеи парка им. Меньшикова соорудили тоннель, затем по временно проложенным рельсам, закатили локомотив. На одной из сторон тоннеля укрепили надпись «Никто не забыт, ничто не забыто».

       В 1975 г. в честь 30-летия победы советского народа над фашистской Германией у самой кромки привокзальной площади, в парке появился памятник - легендарной судьбы Паровоз. На мраморной доске высечены слова: «В память о подвигах воинов - железнодорожников в Великой Отечественной войне. Этот паровоз 10 мая 1945 г. прибыл в поверженный Берлин».

       Клуб им. Меньшикова (Кирова, 19)

       Здание клуба им. Меньшикова построено в 1902 г. (по другим данным в 1890 г.) как здание железнодорожного общественного собрания на ст. Тихорецкая, одного из первых учреждений культуры на Владикавказской железной дороге. В нем размещался один из первых клубов на Владикавказской железной дороге. В 1905 году в этом здании заседал первый Совет рабочих депутатов города Тихорецка, о чём свидетельствует памятная доска на фасаде здания.

В годы Великой Отечественной войны в 1941-43 годах в нём был расположен эвакуационный пункт для гражданских лиц, отдыхали воинские команды.

Первоначальный вид его значительно изменен т.к. в результате военных действий здание было сильно разрушено. К 1948 году частично восстановлено, в 60-годы XX века расширено пристройками. В 80-е годы того же века произведена генеральная реконструкция и капитальный ремонт здания.

Объект поставлен на государственный учет решением горисполкома в 1975 г., решением крайисполкома № 759 от 15.11.77 г. Перерегистрирован краевой администрацией в 1996 г. как памятник истории № 3623. В настоящее время в здании находятся два учреждения культуры: «Тихорецкий историко-краеведческий музей» и «Клуб им. Меньшикова».

Говоря о социально-экономическом развитии хутора Тихорецкого в конце прошлого - начале нынешнего веков нельзя не вспомнить имя начальника Тихорецкой дистанции Влавдикавсказской ж.д., коллежского секретаря, инженера Бориса Николаевича Акимова. Благодаря его инициативе и непосредственному участию были построены в 1902 году один из первых на Владикавсказской железной дороге клуб железнодорожников (клуб им. Меньшикова), в 1907 г. - 2-х классное женское училище (позднее женская прогимназия). Он был почетным блюстителем железнодорожного 2-х классного мужского училища, председателем попечительского Совета по постройке Николаевской церкви (открыта 26.12.1908 г.) Стал инициатором создания мужской гимназии, открытой 03.10.1910 г. как Тихорецкое мужское коммерческое училище (суш. № 34). Его стараниями было установлено в училище несколько стипендий для бедных одаренных учеников, а после отставки Б.Н. Акимова была учреждена его именная стипендия для обучения бедного ученика 

Здание средней образовательной школы № 34. (Красноармейская, 68)

В этом здании 3 октября 1910 года состоялось торжественное открытие Тихорецкого коммерческого училища для детей служащих железной дороги. Состоялось это событие благодаря усилиям и настойчивости подвижника просвещения инженера-технолога Бориса Николаевича Акимова. Он же являлся автором проекта здания.

По некоторым источникам в 1914 году проездом на Кавказский фронт город Тихорецк и коммерческое училище посетил государь Николай II.

В 1920 году здесь открылось первая железнодорожная школа хутора Тихорецкий, в 1924 г. – первая семилетняя ж.д. школа города. С 1926 года школа работала уже как девятилетняя. В 1927-1932 годах здесь учился конструктор космической техники Д.И. Козлов, в 30-е годы – несколько тихоречан, ставших в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза.

В 1941-1942 годы здание было занято под штаб воинской части, позднее в нем развернули военный госпиталь.

До настоящего времени внешний вид здания практически не изменился. Ныне в этом здании находится МБОУ СОШ № 34