«Аннибалова клятва» Григория Дзекуна (1907-1990) - тихорецкого журналиста-музейщика

Н.Н. Тетеревенко

Главный хранитель музейных предметов

МКУК ТГП ТР «Тихорецкий историко – краеведческий музей».                                                                                   

 «Аннибалова клятва» Григория Дзекуна (1907-1990)- тихорецкого журналиста-музейщика.

В статье раскрываются эпизоды жизни и деятельности тихорецкого краеведа, журналиста-музейщика Григория Авксентьевича Дзекуна (1907-1990). На основе новых архивных источников показана история образования Тихорецкого народного музея, роль ветеранов войны и труда в деле его созидания. Показан энтузиазм основателей музея, а также проблемы, связанные с формированием музея и его работой. Приводятся интересные факты, взятые из мемуаров Г.А. Дзекуна «Записки из моей жизни». Отмечен организаторский и исследовательский талант Г. Дзекуна при создании Тихорецкого народного музея. 

Г.А. Дзекун (1907-1990) - журналист-музейщик, Аннибалова клятва, Тихорецкий народный музей, энтузиазм создателей.

В Тихорецке многие знают и помнят Григория Авксентьевича Дзекуна- журналиста, краеведа-музейщика, публициста, общественника. О признании его заслуг говорит тот факт, что в 2017 году в ходе поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани» ему присвоено звание в номинации «Духовное имя Тихорецка». [1].

Г.А. Дзекун родился 7 января 1907 года в Ставропольской губернии. Закончил два класса церковно-приходской школы. Активно занимался самообразованием. В 1931 году переселяется в Апшеронский район, преподает украинский язык, а затем работает в редакции районной газеты. С мая 1934-го - в редакции тихорецкой газеты «Ленинский путь», с 1941-го назначен редактором. С августа 1942-го - в действующей армии, освобождал Кубань. В конце 1943 года вновь утвержден редактором «Ленинского пути», где проработал до 1959 года. В августе 1961 года ушел на заслуженный отдых как персональный пенсионер. [2]. Еще будучи редактором газеты «Ленинский путь» стал заниматься сбором материалов для будущего городского народного музея, первым директором которого стал в 1961 году. О том, как проходило становление музея, Г.А. Дзекун написал в своих мемуарах «Записки из моей жизни» (1971) [3]. Не так давно эти воспоминания стали доступны историкам-архивистам Тихорецка и представляют ценный краеведческий материал. В части, касающейся создания народного музея, воспоминания Григория Дзекуна начинаются с рассказа об «аннибаловой клятве», которую он объяснил своими словами как обещание непреклонно, решительно и неотступно бороться за что-нибудь до конца. Документом, выразившим эту клятву, он называет коллективное письмо коммунистов Скоба А.А., Ковтун И.Г., Дзекуна Г.А. на имя первого секретаря Тихорецкого районного комитета КПСС (в то время Кирпичев Ф.А.(авт.)). Письмо датировано 17 марта 1960 года и содержало заявление о неотложной необходимости открыть в городе Тихорецке народный музей. Тихорецкий райком партии быстро откликнулся на это заявление. Было принято специальное постановление: «О создании народного музея в городе Тихорецке». В постановлении говорилось: «создать народный музей в городе Тихорецке на базе нынешнего здания железнодорожной милиции, где в октябре 1917 года и в первой половине 1918 года находился Тихорецкий революционный комитет, где был организован Тихорецкий коммунистический полк». Предполагалось обязать исполком Тихорецкого городского совета и просить начальника Кавказского отделения Северо-Кавказской железной дороги выделить под народный музей освободившуюся часть здания железнодорожной милиции. Как мы теперь знаем, идее этой не суждено было сбыться. Но дело сдвинулось с мертвой точки. Появилась идея Тихорецкого отдела географического общества, (председатель оргкомиссии т. Ковтун И.Г.), предлагавшего на своих заседаниях «…строительство дома историко-краеведческого музея». Как вспоминал Г.А.Дзекун: «все это относилось к области голой фантастики». Спустя десять месяцев к этому вопросу вернулся исполком Тихорецкого городского совета депутатов трудящихся. 2 марта 1961 года на заседании под председательством П.М. Некровец принято решение о создании в городе исторического музея. Для организации и размещения историко-краеведческого музея предоставлялось помещение по улице Энгельса 136, где раньше находился городской радиоузел. Помещение было небольшое, требовало ремонта. И здесь большую помощь в становлении, ремонте помещения музея оказал начальник старшего прорабского участка, фронтовик-артиллерист, Герой Советского Союза Бочарников Георгий Алексеевич. 19 мая 1961 года состоялось заседание исполнительного комитета Тихорецкого районного совета депутатов трудящихся, на котором было решено организовать в городе Тихорецке краеведческий музей и утвердить на должность директора музея т. Дзекун Григория Авксентьевича. Уже 22 мая по отделу культуры появился приказ №26, где говорилось: «..организовать в Тихорецке краеведческий музей с местом размещения в бывшей конторе второго стройучастка». Как вспоминает Г.А.Дзекун : « Теперь осталась самая малость-взять и создать музей…Только денег нет, как не бывало.. А без денег, как известно, в ресторан не ходят. Там кредит не открывают. Так я стал директором музея, которого еще нет. Взялся за гуж, не говори что не дюж».

Энтузиазм Г.А.Дзекуна. 10 апреля Тихорецкий райком партии пишет письмо директору Краснодарского музея с просьбой ознакомить Г.А.Дзекуна с организацией и постановкой музейного дела. 12 апреля 1961 года Дзекун прибыл в Краснодар. Он вспоминает: «Рано утром я пришел к музею. Там еще никого не было. Сижу на скамейке. Мечтаю о своих делах. Началась утренняя московская побудка. Заговорило радио. Сообщение такое, что я сам себе не поверил. Впервые в истории, разорвав путы земного притяжения, взлетел к звездам сын Земли, гражданин Советского Союза коммунист Юрий Алексеевич Гагарин. Для меня это было добрый музей. Закипела научно-исследовательская работа, результаты которой были успешными. По крупицам из архивов страны собирались сведения, касающиеся истории Тихорецкой земли. Следует отметить большую помощь в организации и развитии музейного дела партийных органов, исполкомов городского и районного советов трудящихся. Но тут нагрянула беда. В 1961 году Тихорецк стал городом краевого подчинения. Историко-краеведческий музей был вышиблен из седла. Райисполком отказался от своего детища. Горисполком признал музей незаконнорожденным. Между руководителями райисполкома и горисполкома произошла перестрелка, которая рикошетом била по музею… Не знаю, кто надоумил, вспоминает Григорий Дзекун, но исполком Тихорецкого районного совета депутатов трудящихся принял Соломоново решение. Вот строки из документа дословно: «В связи с образованием города Тихорецка в краевое подчинение передать на содержание завкому завода имени Воровского городскую танцплощадку и историко-краеведческий музей». Это документ, а не анекдот. 2 марта 1962 года Дзекун пишет докладную записку на имя первого секретаря Тихорецкого городского комитета партии, в которой раскрыл все сложности с созданием музея. По докладной записке меры были приняты. Историко-краеведческому музею отведена одна комната в железнодорожном клубе имени Меньшикова на первом этаже. В основу экспозиции был взят за образец народный музей ростовского дворца культуры железнодорожников. Народный музей- это была как бы примета своего времени. Название-это еще не музей. Его надо оформить. В самые трудные минуты рождения экспозиции неоценимую помощь оказал музею Иван Андреевич Осьмак, участник гражданской войны.

м предзнаменованием…» Произошло знакомство с директором Краснодарского историко-краеведческого музея Игнатом Игнатьевичем Давыденко, который уделил много времени, высказал многие полезные советы, предостерег от возможных ошибок. Вернулся домой Григорий Дзекун в приподнятом настроении. Занялся составлением плана отделов экспозиции своего музея. Намечалось три отдела; природа, наши дни, история. Предстояло выбрать название, направление музея, что было непростой задачей. В ходе ознакомления со многими музеями Краснодарского края в качестве образца выбран народныПервоначально экспозиции музея отражали историю развития рабочего и революционного движения в городе Тихорецке и на Кубани. Музей назывался «народный», затем «историко-революционный».

Среди краеведов Тихорецка мнения по вопросу возникновения музея разделились. Так, существует точка зрения, что в Тихорецке первым центром краеведческой работы стал общественный музей в клубе им.Меньшикова, созданный в 1959 году группой энтузиастов: И.И. Берковым, О.А. Соцкой, Е.В. Симановой, П.Ф. Сакуном. Их стараниями в большой комнате была отражена местная история от археологии, укреплений А.В.Суворова до Великой Отечественной войны. С 1962 года музей возглавил Г.А.Дзекун, и в 1967 году он стал называться Тихорецким народным музеем, а в 1969 превратился в филиал Краснодарского краевого историко-краеведческого музея. [4] Вопрос требует детального изучения и обсуждения.

Вклад Григория Авксентьевича Дзекуна в создание и открытие музея неоценим: он работал в краевых архивах, библиотеках и был первым директором музея до 1982 года. Кроме него у истоков создания музея стояли ветераны революции, гражданской и Великой Отечественной войн, ветераны педагогического труда и просто люди, влюбленные в свой город. По крупицам восстанавливали эти люди историю возникновения и развития нашего города, опираясь на воспоминания старожилов, публикации в газетах, архивные материалы.  Трудно представить, что для тихоречан не сохранились бы материалы по истории революции 1905, 1917 года, о ходоках к Ленину, кубанском казаке Иване Кочубее, адресате Льва Толстого из станицы Архангельской Иване Молодцове и многие другие музейные предметы и материалы. Новаторской явилась идея Г.А.Дзекуна собирать для музея книги с автографами известных советских писателей: Леонида Леонова, Аркадия Первенцева, Александра Твардовского, Константина Симонова и многих других. Первая экспозиция музея, открытая в 1963 году, была, что называется, собрана «своими руками» и имела потрясающий успех. Тысячи посетителей со всех уголков Советского Союза посещали музей, оставляли свои отзывы. Среди первых посетителей музея был знаменитый скульптор Евгений Викторович Вучетич, осмотревший экспозицию музея и давший высокую оценку создателю музея. Можно сказать, что за двадцатилетие руководства музеем Григория Дзекуна он вывел его на передовые позиции в Краснодарском крае, а в 1969 году народный музей стал филиалом Краснодарского историко-археологического музея –заповедника имени Фелицына. Это был триумф. Последнее десятилетие жизни Григория Дзекуна выдалось сложным в моральном и физическом плане. В 1982 году он покидает пост директора музея, тяжело переживает случившуюся семейную трагедию. Начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Начавшаяся с 1985 года «перестройка», ревизия истории принесли для него моральные переживания, он замкнулся в узком круге знакомых, продолжал переписку с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и даже готовил к печати материал книги о боевом пути 351 Шепетовской, Краснознаменной, ордена Александра Суворова и ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии «От Кутаиси до Праги», один экземпляр которой хранится в фондах Тихорецкого историко-краеведческого музея. Но, как часто бывает, он был забыт…2 ноября 1990 года, в конце перестроечных лет он тихо ушел из жизни, не получив заслуженной благодарности за свой кропотливый труд, не удостоившись даже некролога в местной газете… По стечению обстоятельств, в этот же год Тихорецкий историко-революционный музей утрачивает статус филиала Краснодарского музея им. Фелицына и обретает самостоятельность. В период «лихих» 90-х годов в Тихорецке наблюдается спад интереса к наследию Г.А.Дзекуна, за исключением узкого круга краеведов. В 1998 году в Тихорецке впервые прошел конкурс юных историков памяти тихорецкого краеведа Г.А.Дзекуна, инициатором которого стал учитель истории Тетеревенко Н.Н.[5] В конце 1990-х годов тихорецкий краевед Е.М. Сидоров готовит материал о Г.А.Дзекуне для публикации в книге «Кто есть кто в кубановедении» под редакцией Б.А.Трехбратова.[6]. В 2006 году появляется книга тихорецкой журналистки Розалины Варавиной «Рыцари пера нашего города», где отдельный этюд был посвящен Г.А.Дзекуну.[7].

В этой связи можно рассказать об архиве Г.А.Дзекуна, переданном для изучения племянницей краеведа в 2005 году. Он насчитывает около 200 папок документов, из них половина посвящена переписке с ветеранами, изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 (образно говоря «написаны кровью»). Из архива мы узнаем интересные факты, которые побуждают нас к действию. Речь о событиях 1930 годов. Вот отрывок из его воспоминаний:

« В ту далекую пору я больше всего увлекался не сочинением стихов, а собиранием фольклора- преимущественно народных частушек. За несколько лет я записал тогда почти полторы тысячи частушек, которые распевали в окружающих станицах. Тогда я часто выезжал в станицы по заданиям редакции и очень редко возвращался домой без новых записей. Многие из них были опубликованы на страницах газеты «Ленинский путь». Мне и до сих пор не известно, как проведал о моем увлечении Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Его письмо ко мне с просьбой прислать свои записи частушек в Русский музей (Литературный музей?) для меня явилось полной неожиданностью. Тогда Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич являлся директором этого музея. Выполняя просьбу Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича отпечатал на пишущей машинке два экземпляра записанных мною частушек. Получился как бы сборник в двух экземплярах. Первый экземпляр отослал в Русский музей (Литературный музей?) на имя Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. Скоро мне прислали гонорар, чего я никак не ожидал. В последнем письме директора Русского музея содержалась просьба- с прежним вниманием вести запись частушек и в дальнейшем.

Интересно знать- сохранились ли в Русском музее мои записи частушек?

Второй экземпляр моих частушек пропал вместе с письмами Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича вблизи станицы Усть-Лабинской. Это случилось

летом 1942 года во время моего ухода из Тихорецка. Гитлеровцы тогда ворвались в пределы Кубани.» …Сотрудники музея в 2016 году обратились с письмом в Государственный литературный музей, но пока без ответа…

Следует отметить особую аккуратность в работе по сохранению документов, свойственную стилю Григория Дзекуна. Пожалуй, нет ни одного факта истории города (за исключением репрессий, истории религии), который бы его пытливый ум не подверг изучению. Талантливый краевед, общественный деятель, Г.А.Дзекун обладал высоким социальным статусом, о чем свидетельствуют его удостоверения: внештатного корреспондента ТАСС (1956), внештатного корреспондента редакции газеты «Советская Кубань»,(1963), Председателя Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в городе Тихорецке, члена Тихорецкого райкома КПСС(1957) и другие, всего в количестве 18.[8]. В бытность его руководителем музея он являлся культурным стержнем всей жизни города и района. Сколько памятников истории было создано в городе и районе при его непосредственном участии. Сколько тысяч тихоречан хранят память о своих родных и близких благодаря музею и тиражам местной газеты. И сколько, к сожалению, нераскрытых историй и тайн он унес с собой…

Пусть данное исследование будет малой толикой благодарности человеку, хранившему историческую память Тихорецка и оставившему пример любви и беззаветной преданности родному краю.

Примечания в конце текста:

1. Газета Тихорецкие вести, 18.05.2017. «Духовное имя Тихорецка».

2. Газета Тихорецкие вести, 10.12.2015. «Герой не нашего времени». Н.Чечукова.

3. Г.Дзекун. «Записки из моей жизни» (1971г.)

4. Е.М. Сидоров. «Тихорецкое краеведение». Краснодар. 1999г. стр. 80.

5. Газета Тихорецкие вести. 16.04.1998. «Конкурс юных историков».

6. Б.А.Трехбратов. Кто есть кто в кубановедении. Библиографический словарь –справочник. Издание 2-е, переработанное, дополненное. Краснодар. Традиция. 2014. Стр.129.

7. Розалина Варавина. Рыцари пера нашего города. Таганрог. 2006 г. Дон Кихот из Тихорецка. стр.20-27.

8. Фонды Тихорецкого историко-краеведческого музея.

201910301