К началу двадцатого века Акционерное Общество Владикавказская железная дорога имело успешный опыт работы стационарных читален на отдельных станциях. Однако же вместе с тем рабочие и служащие железной дороги большей частью проживали вдали от сколько-нибудь крупных населенных пунктов, а это – ни много, ни мало - почти 40 тыс. работников, обслуживавших 2300 верст дороги от Каспия до Черного моря, от излучины Дона до предгорий Кавказа. Слишком очевидной стала проблема доступа к специальной и художественной литературе, ведь в противном случае они – служащие и рабочие - испытывали «непомерную скуку», предавались «грубым и вредным забавам, которые действовали пагубно на их нравственность, неизбежно влекли к разным проступкам». Но ведь железная дорога – это прогресс! Так появилась идея об устройстве передвижного вагона-библиотеки, который должен был стать «благотворным источником для удовлетворения потребности в чтении и саморазвитии для самого разнообразного контингента служащих на дороге». Исторический факт: в вопросе постановки учебно-воспитательного дела Владикавказская дорога в канун 1917 года считалась одной из лучших в России.

22 февраля 1900 г. такая «библиотека на колесах» отправилась в свой первый рейс от Ростова-на-Дону до Владикавказа и от Тихорецкой до Царицына. Библиотеку составили 1779 книг, из них 34 книги религиозно-нравственного содержания, 1034 книги – в жанре беллетристики, 618 научно-популярных работ и 93 детских книги. За право чтения посетители вносили плату 15 коп. в месяц за одну книгу. В итоге к концу 1900 г. библиотека получила 328 р. 76 коп. прибыли, из которых 100 р. были заплачены библиотекарю, а оставшиеся средства направлены на покупку новых книг. К январю 1901 г. количество книг в библиотеке выросло до 4788 экземпляров. В течение первого года работы состоялось 22 22 таких рейсов. На малых станциях остановка длилась 7–15 минут. Этого времени хватало, чтобы выбрать или обменять книгу.Книжная торговля преимущественно велась на станциях Ростов-на-Дону, Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Минеральные Воды, Владикавказ, Новороссийск, Ставрополь. Служащие дороги активно интересовались новинками литературы.

Может быть, отсюда хорошая привычка брать в дорогу книгу? Между прочим, на официальном сайте РЖД есть информация о наличии в некоторых поездах «Библиотеки юного путешественника».

На отдаленные станции в составе пассажирских поездов в дорогу отправились и вагоны – церкви. Одна только наша станция – Тихорецкая – отличалась религиозной пестротой за счет приезжих иногородних. В 1909 году здесь числилось 118 староверов, 134 баптиста, 153 новоизраильца, 246 иноверцев – христиан, 4 мусульманина, 21 иудаист. С 1907 года официально действовала старообрядческая община, с 1911 года – община баптистов. Но все же пришлые россияне да местные коренные казаки были приверженцами Русской православной церкви, коих и было большинство. 

В один из мартовских дней 1920 года на станции остановился «красный» агитпоезд. С поездом прибыли Николай Ильич Подвойский (тогда начальник политуправления Красной Армии) и Георгий Васильевич Чичерин (первый нарком иностранных дел советской республики). Месяцем позже от Тихорецкой отправился агитпоезд «Красный казак», а в августе того же года паровозный гудок известил о приближении поезда «Октябрьская революция». С ним прибыл председатель ВЦИК РСФСР Михаил Иванович Калинин, который так определил цель поездки на Кубань: «Ликвидация врангелевской авантюры, кампания за вывоз хлеба голодному центру и выпрямление советского строительства». 

Только за один день – 17 августа - политотдел агитпоезда обследовал все местные учреждения, рассмотрел вопрос о борьбе с холерой, было обнаружено неправильное расходование товаров продотделом. Выяснилось, что «несмотря на приближение учебного года, все школьные помещения были заняты разными учреждениями. Учителя не получали жалования, приходила только одна газета «Красное знамя» из Екатеринодара. Занятия с детьми в двух детских приютах не проводились. В комнате для 40 человек размещалось 70-80 детей. Зато заведующий приютом занимал две отдельные комнаты. Заведующий отделом народного образования был привлечен к судебной ответственности». Наставления и рекомендации получили местный ревком, угрозыск и милиция. Меры были приняты, порядок, конечно, наведен.

…Эпохи сменяют друг друга. Станция продолжает свою жизнь. В череде пассажирских поездов прибывают на станцию интересные и символичные составы «Поезд Победы», а еще поезд самого Деда Мороза. Просвещение на железной дороге продолжается.

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47