В фондовом музейном деле сохранился чертеж железной вышки для сада. На обратной стороне листа подпись карандашом: "отдыхали богатеи рядом с клубом". Под клубом имеется ввиду, конечно, современный клуб им. Меньшикова, а примыкающий к нему парк и есть тот самый сад – старинный железнодорожный акациевый. Стоит на два метра вверх от земли подняться по вышке, и мы на смотровой площадке. Вот только поместиться взрослому здесь непросто – над головой едва метр в высоту. Забава-то придумана для детей. Для детей же в саду было отведено отделение для игры в кегли и катания на роликовых коньках. Взрослым - беседки, фонтаны, прогулочные дорожки для неспешных бесед, прочие многочисленные удовольствия для отдыха. Сад был разбит вдоль железнодорожных путей от пассажирского здания в сторону станции Ростов-на-Дону на площади 3080 квадратных саженей или почти 14 тысяч кв.метров! "Разумных развлечений" в саду хватало, он даже мог претендовать на статус увеселительного сада.

Мода на увеселительные сады пришла в Россию в 19 веке из Европы и еще больше их процветанию способствовала отмена монополии императорских театров в 1882 году. Начиная от Москвы и Петербурга свои увеселительные сады имели и губернские города, и провинциальные в отдаленных местах Российской империи. Развлекательная культура дореволюционной России очень быстро превратилась в социокультурный феномен - некоторые современники видели в увеселительных садах зарождение городской демократической культуры, где сходились все классы и сословия в поисках развлечений. В начале 20 века любой опрятно одетый человек мог попасть в такой сад, заплатив входную плату.

Тайны городского старинного сада хранит почтовая открытка со станции Тихорецкая. Она так и называется "Железнодорожный сад" На входе в парк стоит будка, на фасаде - следы от афиш. Что там в афишах, прочитать пока не удалось. Центральная деревянная арка увешена лампочками – гирляндами и, выходит, гулять в саду можно было допоздна.  Электрическими проводами опутана вся территория и вокруг сада. Сад огорожен штакетником, а значит, вход сюда был платным. От арки открывается центральная аллея с рядом лавочек. По воспоминаниям тихорецкого казака Анатолия Лукьяшко это был большой декоративный сад, в уголке которого стояло большое деревянное здание с малой эстрадной сценой. Летом здесь работал электробиограф. Построить его взялся Иван Леонтьевич Глухов, занят он был еще и на электростанции в паровозо – ремонтных мастерских. По свидетельству старожилов в электробиографе соседнего железнодорожного клуба музыкальное сопровождение фильмов обеспечивал Иван Родионович Лисунов. Работы ему хватало, наверное, и в саду – кино тихоречане любили.

Аттракционы, лотерея, конкурсы, танцы, французская борьба, тир, бильярд, маскарады и фейерверки – все это могло быть в тихорецком саду! А на сцене летней эстрады ставились пьесы и оперы приезжими артистами. Кстати, увеселительные сады признавались в российском обществе, поскольку многие знаменитые актеры и певцы соглашались давать в них концерты. В московский сад «Эрмитаж» приезжали даже европейские звезды масштаба Гарри Гудини и Лины Кавальери. В программе вечеров бывали дивертисменты – короткие спектакли одного или нескольких жанров. Но, возможно, в тихорецком саду зрители видели еще и цирковые, танцевальные, песенные, музыкальные, балетные номера. Это всегда было зрелищно, чтобы произвести впечатление на публику! Когда-нибудь мы узнаем об этих удивительных артистах.

8

9