В нашем фонде хранятся и образцы советских периодических изданий. Просматривая страницы советских популярных журналов, мы еще и сами учимся, узнаем (вспоминаем) любопытные факты нашей советской истории. Вот, например,на последней странице в журнале «Огонек» за 1949 год реклама «Союзпосылторга». Ну что же, это любопытно, погуглим.
Начало посылочной торговле в СССР было положено в 1924 году крупными торговыми организациями ГУМ и «Мосторг». В 1931-1940 гг. в составе Наркомата торговли РСФСР действовала уже республиканская контора «Посылторг», а в 49-м году -Всесоюзная контора «Союзпосылторг». В 1949-1956 гг. она отправила свыше пяти с половиной миллионов посылок с товарами на полтора миллиарда рублей. В ассортименте товаров почти 3500 наименований.В 1956 году «Посылторг» выпустил около 2 млн экземпляров прейскурантов, каталогов и других рекламных материалов. Каталог «Посылторг» был во всех почтовых отделениях СССР.
А вот интересный нюанс: по рекламе на этикетках спичечных коробков сегодня можно понять размах такой рассылочной торговли.
Примечательный факт: существуют точки зрения, согласно которым в советской торговле наблюдались те же тенденции, что и в капиталистических обществах стран Запада, в общем, работали одно и те же правила – больше комфорта, рекламы, товаров.
Впрочем, в сети много воспоминаний и о не совсем безукоризненной работе такой рассылки (это уже следствие наметившегося позднее дефицита, ну и особенности плановой экономики), но это всегда добрые воспоминания о прошлом.
Впервые посылочная торговля появилась во второй половине XIX века в США, когда в 1872 году американская фирма «MontgomeryWard» начала продажу товаров по каталогу и отправке их почтовой службой. Спустя 150 лет эта идея по-прежнему востребована.