Дым столбом – кипит, дымится Пароход…
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится наш народ.
И быстрее, шибче волипоезд мчится в чистом поле.
…Не воздух, не зелень страдальца манят, -
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.
В этой «Попутной песне» вас ничего не смутило? В середине XIXвека по железной дороге ходили ПАРОХОДЫ! А вот плавающие по рекам пароходы нередко назывались ПИРОСКАФАМИ.21 мая 1839 года историк литературы Александр Никитенко записал в своем дневнике: «Воскресенье. Прогулка по железной дороге в Павловск… Печальное происшествие. Два вагона соскочили с рельсов… Мы избежали катастрофы, потому что раньше уехали из Павловка в Царское село и ожидали там вагонов, чтобы ехать в Петербург в 12 часов. Прождали до пяти, пока ПАРОВАЯ МАШИНА прибыла из Петербурга...». Ну а ПОЕЗДАМИ называли гужевые обозы. Не запутались? Дальше еще интереснее!
Царскосельская железная дорога была построена 1837 году. Это была первая в России и шестая в мире железная дорога для общественного пользования. Но еще в 1788 году в Петрозаводске появился ЧУГУННЫЙ КОЛЕСОПРОВОД - первая железная дорога заводского назначения в мире.
Считается, что первым в мире живописи железную дорогу художественно ярко изобразил английский живописец Уильям Тернер в картине «Дождь, пар и скорость». Но иначе в музыке и литературе! «Попутная песня» была написана Нестором Кукольником в 1840 году в ознаменование открытия первой в России пассажирской железной дороги и стала самым популярным романсом в музыкальном цикле Михаила Глинки «Прощание с Петербургом».Поэт и драматург Кукольник хоть и состоял на государственной службе по министерству финансов и канцелярии военного министерства, но его домашний салон в Петербурге превратился в дружеское собрание литераторов, художников, композиторов. После отставки Кукольник поселился в Таганроге, где и способствовал в проведении к городу железной - Курско-Харьковско-Азовской–дороги.