Дым столбом – кипит, дымится Пароход…

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

Православный веселится наш народ.

И быстрее, шибче волипоезд мчится в чистом поле.

…Не воздух, не зелень страдальца манят, -

Там ясные очи так ярко горят,

Так полны блаженства минуты свиданья,

Так сладки надеждой часы расставанья.

В этой «Попутной песне» вас ничего не смутило? В середине XIXвека по железной дороге ходили ПАРОХОДЫ! А вот плавающие по рекам пароходы нередко назывались ПИРОСКАФАМИ.21 мая 1839 года историк литературы Александр Никитенко записал в своем дневнике: «Воскресенье. Прогулка по железной дороге в Павловск… Печальное происшествие. Два вагона соскочили с рельсов… Мы избежали катастрофы, потому что раньше уехали из Павловка в Царское село и ожидали там вагонов, чтобы ехать в Петербург в 12 часов. Прождали до пяти, пока ПАРОВАЯ МАШИНА прибыла из Петербурга...». Ну а ПОЕЗДАМИ называли гужевые обозы. Не запутались? Дальше еще интереснее!

Царскосельская железная дорога была построена 1837 году. Это была первая в России и шестая в мире железная дорога для общественного пользования. Но еще в 1788 году в Петрозаводске появился ЧУГУННЫЙ КОЛЕСОПРОВОД - первая железная дорога заводского назначения в мире.

Считается, что первым в мире живописи железную дорогу художественно ярко изобразил английский живописец Уильям Тернер в картине «Дождь, пар и скорость». Но иначе в музыке и литературе! «Попутная песня» была написана Нестором Кукольником в 1840 году в ознаменование открытия первой в России пассажирской железной дороги и стала самым популярным романсом в музыкальном цикле Михаила Глинки «Прощание с Петербургом».Поэт и драматург Кукольник хоть и состоял на государственной службе по министерству финансов и канцелярии военного министерства, но его домашний салон в Петербурге превратился в дружеское собрание литераторов, художников, композиторов. После отставки Кукольник поселился в Таганроге, где и способствовал в проведении к городу железной - Курско-Харьковско-Азовской–дороги.

74

75

76

77

78

79

80

81

82