Локомотивное депо городского железнодорожного узла. Здесь кругом история: в кирпичной кладке, производственных цехах, в паровозах, рельсах, шпалах, а еще в воздухе, насыщенном мазутом, дымом, гудками и окриками рабочих путейцев. Когда – то очень давно здесь забилось сердце нашего города. Старые и старинные паровозы восстанавливают увлеченные своим делом машинисты и техники. Они бережно перебирают старые запчасти, некоторые их пациенты-паровозы буквально штучные экземпляры, они есть только у нас и больше нигде в стране. Вот уже 147 лет над степью, станцией, городом звучат паровозные гудки, до сих пор трудяги – паровозы куда – то торопятся, расталкивают вагоны и важно пускают дым. Они мчатся мимо столпившихся на переездах автомобилей. Автомобилисты спешат достать из карманов смартфоны, а потом видеоролики разлетаются в социальных сетях. Рабочие смотрели на нас и недоумевали, наверняка, удивлялись, а мы словно путешествовали по эпохам, ловили запахи, сновали между паровозами.
С середины XIX века особое место в решении транспортной проблемы страны занимает железная дорога. Выдающийся строитель-железнодорожник и теоретик железнодорожного дела П. П. Мельников писал в 1838 году: «…железные дороги крайне необходимы для России, они, можно сказать, выдуманы для нее, более чем для какой-либо другой страны Европы, …климат России и ее пространства соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества».
Так кто в городе главный? Его Величество Паровоз!