В городском музее сохранился интересный документ. Это черновик лекции члена Всесоюзного общества «Знание» Федора Митрофановича Широкого. Лекция была написана в 1974 году и посвящена столетию города Тихорецка. Вот строки о благосостоянии жителей города: «…первый городской автобус в нашем городе прошел в 1954 году. Сейчас в городе 83 маршрута, 24 такси, каждый день по городу автобусы проходят по 12 маршрутам и по 27 маршрутам за городом. Конечно, это очень мало, но ведь 21 год назад считалось нормальным пройти пешком в станицы Фастовецкую, Рождественскую, Алексеевскую…». Там же мы узнаем о том, что первый полуслужебный мотоцикл в нашем городе появился в 1925 году, первая административная легковая машина - в 1926 году, первая грузовая машина – в 1929 году. А каким был первый автомобиль в нашем городе? И первый мотоцикл?
Пришлось погуглить, почитать, изучить вопрос. Итак, что нам подсказывает история отечественного мототранспорта? 11 сентября 1898 г. в Санкт-Петербурге впервые В России провели мотоциклетные гонки на скорость. Это событие не осталось незамеченным и вызвало широкий резонанс. Кто-то из отечественных производителей должен был стать пионером российского мотопрома, и таким человеком стал владелец рижской велосипедной фабрики "РОССИЯ" Лейтнер.
Инициативу Лейтнера подхватили другие российские промышленники и отдельные изобретатели. Они встраивали двигатели внутреннего сгорания в велосипеды.
Более существенный вклад в моторизацию страны сделал Московский завод "Дукс". Здесь уже собирали велосипеды и автомобили. За основу конструкции взяли швейцарскую модель "Мото-Рев" (что значило "мотомечта"). Это была легкая мотоциклетка, предназначенная для туризма. Мотоцикл «Мото-Ревъ Дуксъ» был лучшим российским мотоциклом начала 20-го века! В годы первой мировой войны большие партии машин заказывало Военное ведомство Российской империи. Правда, по найденной нами информации их сделали около 600 штук.
Как знать, может быть, тот самый «Дукс» ездил и по нашим старинным улочкам. А почему нет? Ведь в начале 1918-го года в тихорецкие паровозоремонтные мастерские поступали даже автомашины для переделки в броневики! И вот уже новый факт становится и новой, теперь автомобильной версией.
В 1917 году с фронтов первой мировой через станцию Тихорецкая следовали воинские эшелоны с войсками, вооружением, орудиями и техникой. После Октябрьской революции тихорецкие паровозоремонтные мастерские занялись переделкой автомашин в броневики, эти броневики выезжали в окрестные станицы для подавления контрреволюционных выступлений.
С началом первой мировой войны первые бронеавтомобили для русской армии собирались на отечественных шасси талантливыми отечественными конструкторами – самородками, но н овсе-таки основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. А это значит, что среди тех бронеавтомобилей на станции Тихорецкая мог быть очень интересный экземпляр! И это мог быть тоже первый автомобиль!
Первым автомобилем Советской республики в 1920-е годы большинство автоисториков традиционно считают грузовик АМО Ф-15, выпускавшийся с 1924 по 1931 годы, он был копией итальянского прототипа. Но вот интересный исторический факт: в те же 20-е нэпманы в массовом порядке выписывали из-за границы самые разнообразные автомобили. Вскоре улицы Москвы, Петрограда и других крупных городов заполнились Роллс-Ройсами, Мерседесами, Испано-Сюизами и менее породистыми заграничными авточудесами. А вдруг одни из этих иномарок могли попасть – пусть и случайно – и к нам?..
6 декабря 1932 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые легковые автомобили ГАЗ-А. Эти очень простые и неприхотливые машины быстро завоевали сердца водителей. На их основе в серию пойдут и знаменитые полуторки (ГАЗ-АА). А вот ГАЗ-М1 1936 года, прозванный в народе «Эмкой», был самым массовым советским автомобилем середины ХХ века. Вот они-то и могли заполнить наши городские улицы в далекие 30-е