«Правильное постоянное движение поездов» на Ростово – Владикавказской железной дороге началось 147 лет назад, а еще годом ранее – в 1874 году – через станцию Тихорецкая прошел первый грузовой состав.

Каким он был? Ответ на фотографии из музея Тихорецкого сервисного локомотивного депо.

Собственно, и станция сама была больше похоже на полустанок, всего лишь несколько деревянных барачных построек да хатенок с числом жителей в три-четыре десятка человеческих душ, линии наметившихся первых улочек Вокзальной, Степной, Кладбищенской, степные душистые травы во все стороны… Но работа по заданию акционеров железной дороги кипела. Наверное, вот так все и было, как на картине художника Константина Савицкого. Летом 1873 года художник отдыхал в Тульской губернии. Проживал он близ станции Козлова Засека Московско–Курской железной дороги. Каждый день ходил к путям и писал этюды и наброски. Он сочувствует и восхищается рабочими. В их натруженных и мозолистых руках рождается будущее – железная дорога. Эта картина впервые была представлена на 3-й выставке художников-передвижников и сразу получила высокие оценки критиков и публики. Как высшая мера признания – покупка картины Павлом Третьяковым.

Условия такого труда, действительно, были тяжелы. Весь этот трудовой народ нанимался подрядчиками и субподрядчиками. На одно лето. Потом им приходилось искать другую работу. На первых порах, да и много позже труд оставался ручным, жильем служили землянки и бараки, рабочих обманывали и обсчитывали. Болезням не было счету. На станции Тихорецкая только со строительством екатеринодарской ветки в 1886 году и созданием 3-й дистанции пути появилась постоянная должность врача. И пусть грузоподъемность старинных поездов была небольшой, но дорогу приходилось поддерживать в надлежащем состоянии. Первоначально шпалы - это распиленные пополам бревна с подготовленными насечками под укладку рельса, их еще не антисептировали, а потому приходилось менять каждые 3-4 года в зависимости от климатических условий.

В рабочую атмосферу тогдашних построек железных дорог погружает и написанное в 1864 году поэтом Николаем Некрасовым стихотворение «Железная дорога». В нем – не глянцевый взгляд, а для истории – более честный. Стихотворение вызвало негодование цензуры — в иных стихах, посвященных железной дороге, авторы все же благодарили императора и чиновников.

11

12

13

14

15