Период первой мировой и Великой Отечественной войны можно назвать еще и как эру бронепоездов. Команды бронированных эшелонов показали примеры храбрости и героизма, они могли изменить и картину боя. Во второй половине 20-го века бронепоезда оставались еще актуальным оружием. Вскоре после событий на Даманском острове в 1968 году Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева получил правительственное задание на разработку бронепоезда. Широко использовались унифицированные и серийные выпускаемые агрегаты – локомотив, платформы, тележки и колесные пары вагонов, артиллерийское вооружение из танковых пушек. Изготовление бронепоезда полностью завершили к 1970 году. Основной боевой единицей поезда стали «бронелетучки» в составе пары открытых 55-тонных платформ с танками Т-62. Могли использоваться и боевые машины других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности – лишь бы сохранялись их «огневые» возможности. Объединённой группировкой войск для выполнения служебно-боевых задач в конце 2002 года в Чеченской Республике использовались три специальных поезда «Козьма Минин», «Байкал» и «Терек». Но все же эпоха бронированных составов с пушками и пулеметами заканчивается, а железнодорожные войска все больше сосредотачиваются на ремонте и разминировании путей и мостов. Ну а нам можно окунуться в историческую атмосферу и посмотреть хорошее кино о героической команде бронепоезда N56, совершившей легендарный подвиг в первые дни Великой Отечественной войны (фильм «Крепость на колесах», 1960 год), о событиях гражданской войны осенью 1920 года (фильм «За час до рассвета», 1973 год год).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10