Особое народное творчество сложившееся в России, представлено росписями. Домашнюю утварь традиционно расписывали, и на обычных хозяйских предметах появлялся узнаваемый национальный рисунок – роспись. Народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью – гжель. Отличительной чертой таких изделий является белоснежный фон, а рисунок выполнен синей кобальтовой краской.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, с частицей вложенной автором души.
Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды.
Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.
Гжельский фарфор является Легендой России. Он привлекает своей удивительной, незабываемой росписью и формой.
Говоря о русских промыслах нельзя пройти мимо Хохломской росписи по дереву. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяет создавать поистине эффектные изделия. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование красным, зеленым и черным цветом различными узорами. Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.
Невозможно оторвать глаз от яркой красочной росписи жостовских подносов. Двухвековая история и значительное, оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве, волнующий мир цветочных букетов и многообразие ярких красок. Жестяные подносы покрытые эмалью с разными интересными орнаментами. Основной темой жостовского подноса является сложная цветочная композиция. Популярные цветы – роза, астра, пион, тюльпаны, георгины. Иногда рядом с Классический рисунок предполагает наличие черного либо красного фона. Для создания самого рисунка используется абсолютно любой цвет.
Дымковские игрушки, уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города современного города Киров. Отсюда и название – "дымковская" или "кировская" игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области.
А с русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все. Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы. Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров.
Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Почему её назвали именно Матрёшкой? Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Символы эти моментально распространились по России, в каждой губернии её "одевали" согласно местным традициям. Зачастую вместе с нарядом куклы менялась и её форма - то округлялась, то удлинялась. Там, где было развито народное ремесло, обязательно были матрёшки.
Сегодня каждый иностранец тоже желает матрёшку купить в память о своём пребывании в России. Почему именно она, а не всевозможные шкатулки, платки или что-то ещё? Наверное, потому, что матрёшка действительно олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, ярким красками, дружными семьями. Её позитивный образ приносит в дом гармонию и уют, настраивает на миролюбивый лад. Дает возможность жить в любви и согласии.