К 30-летию Победы в нашем городе появился необычный памятник. Сегодня нам, тихоречанам, пожалуй, трудно было бы представить привокзальную площади без памятника - паровоза. Он – труженик довоенных пятилеток, воин Великой Отечественной, встретил победу в поверженном Берлине. Машинист Анатолий Брониславович Жданович вспоминал: «Ездили под бомбами, под обстрелами… Шофер мог бросить машину, отсидеться в укрытии, а паровоз не бросишь. Были и жертвы… В начале мая 45-го я обслуживал, как выражаются у нас, железнодорожников, плечо Берлин – Варшава. Первым рейсом подал к берлинскому Силезскому вокзалу эшелон с солдатами – гвардейцами. К нам сбежались солдаты, которые успели уже здесь повоевать. Они на ходу кричали и с горьким сожалением и с отчаянной радостью:
- Эх, припоздали малость ребята… Без вас мы тут справились. Победа! Понимаешь? Победа!
Несколько человек уже карабкались на паровоз и требовали:
-Машинист, дай гудок, что война кончилась!
И мой СО 17-12 загудел громко и долго, так, чтобы и у рейхстага было слышно…
После я до самой осени ездил от Берлина через Варшаву на Минск – вывозили демобилизованных воинов, угнанных советских граждан и узников концлагерей. Локомотив делал пробеги до 500 километров в сутки. В последние годы СО 17-12 работал – уже, конечно, без меня – где-то на подъездных путях одного предприятия, кажется, в Ростовской области. На очередной ремонт направили «ветерана» в Тихорецк. Да там он и остался уже как памятник… Инициаторами этого, насколько мне известно, явились бывший комиссар нашей паровозной колонны Илья Ефимович Ветров и начальник Тихорецкого локомотивного депо Владимир Александрович Гаврилов». На торжественный митинг приезжал в наш город и Анатолий Брониславович. В Тихорецке он был впервые.