На старом фото из жизни музея в далеких 60-х мы присмотрелись к карте в экспозиционном зале. Карта подписана, и одна строка обратила на себя внимание: «1896 год – постройка железнодорожной ветки Тихорецк – Куберле». Нами овладело любопытство: о чем сегодня мы забыли? Начавшееся в конце XIX века строительство железнодорожной линии Царицын – Тихорецкая было разделено на четыре участка: I - Тихорецкий, II - Великокняжеский, III - Ильинский и, и наконец, IV - Царицынский. Зимовниковский отрезок дороги входил во второй участок, который возглавлял инженер путей сообщения В.Г.Ковалевский. Рабочие поезда начали курсировать по линии уже в 1896 году. Так появилась станция Куберле. В 1915 г. поселок Куберле в книге «Алфавитных списков населенных мест области Войска Донского» именуется «Куберлеевское временное поселение» в юрте станицы Иловайской с числом дворов 120 и 780 человек поселения, здесь находились почтово - телеграфное отделение, приходское училище, паровая мукомольная мельница. Железная дорога Царицын – Тихорецкая ускорила заселение этих земель. В январе 1918 г. в здании вокзала съезд рабочих, солдатских и казачьих депутатов провозгласил советскую власть. К лету 18-го в связи с выступлениями белогвардейцев краснопартизанские отряды соединились в Куберле с действовавшим там 5-м крестьянским социалистическим полком. Рядом - на хуторе Токмацком - был создан кавалерийский дивизион под командованием Думенко и Буденного, положивший начало Первой Конной армии. Среди тихоречан - ветеранов гражданской войны стоит вспомнить Павла Митрофановича Смешко. Из хранящегося в музее письма С.М.Буденного: «…еще в начале 1918 года то. Смешко вступил в созданный мной кавалерийский отряд и как единственный по тому времени в отряде специалист – артиллерист приступил к организации артиллерийских подразделений». Ветераны гражданской внесли свой весомый вклад в Тихорецкий народный музей. Выходит, станция Куберле неслучайна была упомянута на музейной карте.

1

2

3

4

5

6

7

8